В Неделю Крестопоклонную Великого поста архиепископ Иоанн совершил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе


11 марта, в Неделю Крестопоклонную Великого поста Великого поста, архиепископ Магаданский и Синегорский Иоанн совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили ключарь Свято-Троицкого кафедрального собора иеромонах Герасим (Преображенский), клирики собора иерей Сергий Зеленов, иеромонах Паисий (Киселев) и диакон Иоанн Голубев.

Пресс-служба епархии

Хочу показать вам знаменование настоящаго дня в Церкви, и с тем вместе предложить часть христианскаго учения, которой исполнение всякой день нужно и спасительно. Почтив день сей поклонением кресту, почтите оный вниманием к размышлению о Господней заповеди самоотвержения и крестоношения.

Посмотрим в Евангелии, при каких обстоятельствах изречена сия заповедь.

Господь наш Иисус Христос, проходя поприще земнаго жития и проповедывания истины, приближался к страданию и крестной смерти, предуставленным для Него, во спасение наше. По Своему Божественному всеведению, Он видел сию близость; и нашел нужным предупредить своих учеников о предстоящих грозных событиях, которыя, при совершенной внезапности, могли бы не только поколебать веру их, но и совсем разрушить. Посему двенадцати Апостолам, как более достойным, и способным принимать тайны Его, сказал Он ясно: яко подобает Сыну человеческому много пострадати, и искушену быти от старец и Архиерей и книжник, и убиену быти, и в третий день воскреснути. Но поелику и Апостольская вера в сие время еще не созрела для сей великой тайны; и первый из Апостолов Петр осмелился противоречить сему предсказанию, так что нужно было заградить уста его строгим упреком: то, без сомнения, не время было так же ясно говорить о сем народу; а между тем для утверждения веры нужно было, чтобы и народ имел заранее свидетельство, что Господь предвидел свои страдания и шел на вольную смерть.

Посему-то ученикам при народе, и народу, сказал Он как бы загодочно: иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет. Не говорит: Я понесу крест, и постражду на нем: но когда велит своему последователю нести крест; а последовать значит подражать, делать тоже, что делает предшествующий; то дает разуметь, что понесет крест и Сам; а следственно и распят будет; ибо не для чего было нести крест, если не для распятия. Итак загадка загадана всенародно: и хотя народ не мог отгадать ее в то же время; но, по событии распятия Господня, должен был и понять слышанное предсказание, и удостовериться в Божественности Предсказателя, и поверить спасительному таинству нашего искупления страданием и крестною смертию Богочеловека.

Мы теперь, братия, проходим поприще поста, и приближаемся к торжественному воспоминанию спасительных страданий, смерти и воскресения Христова. Матерь-Церковь заботится, чтобы мы не предстали сему высокому и святейшему зрелищу неготовые, недостойные. По сему она останавливает нас на средине постнаго поприща: и тем самым словом, которым Господь заранее приготовлял учеников и народ к событию Своего распятия, она приготовляет нас к благоговейному воспоминанию Его распятия; и нам в Евангелии возглашает она от лица Христова: иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой и по Мне грядет; и чем оглашает наш слух, то самое предлагает и нашему оку, то есть, крест Христов, дабы чрез око непрестанно внушать то, чего нельзя довольно часто повторять слуху.

Мне кажется, что я слышу сие безмолвное, но довольно внятное внушение. Ты приближаешься к высокому и таинственному воспоминанию крестной смерти Христовой, чтобы потом войти в радость Воскресения Христова. Остановись и подумай, достоин ли ты сего приближения, готов ли к сему созерцанию, довольно ли у тебя для сего веры, благоговения, любви, разумения. Посмотри как-бы еще несколько издалеча, как-бы приготовительно, на великое зрелище Христа Крестоносца, Христа распинаемаго, Христа умирающаго и погребаемаго; и поучись, как бы приступить ближе и не быть отринуту, как бы прикоснуться к жизнеточащим язвам Господним и не быть осуждену. Многие приближались, но не многие так спасительно, как благоразумный разбойник; многие прикасались, и по любопытству теснящиеся, и ругающиеся, и биющие, и распинающие, но не многие так свято, как Иосиф и Никодим. Только последователи Христовы неосужденно и спасительно приближаются и прикасаются ко Христу; а последователь Его должен отвергнуться себя, взять крест свой, и по Нем идти. Вот что, братия, внушает вам ныне Матерь-Церковь. Вот что и без меня, как чрез меня, проповедует вам нынешний день.

Дабы сему внушению последовать, надобно вразумиться, что такое отвергнуться себя и взять крест свой.

Отвергнуться себя не значит ли бросить свою душу и тело, как бросают ничего нестоющую вещь, без внимания, без попечения? – Нельзя так думать.

Душа есть вещь очень дорого стоющая. Верную оценку ея вы слышали ныне же в сих словах Евангелия: кая польза человеку, аще приобрящет мир весь, и отщетит душу свою? То есть: потеря души есть потеря столь великая, что целым миром заменена быть не может. Следственно душа для человека дороже целаго мира. Как ее бросить без внимания?

Нельзя думать и того, чтобы Господь повелевал нам бросить без всякаго попечения тело наше, если вспомним, что Апостол Его представляет, как дело закона естественнаго, и даже, как образ высшаго закона духовнаго, то попечение, по которому никто же когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю (Еф. V. 29); что тело наше создал Бог, и дал нам, как орудие, для действования в телесном мире, с тем, чтобы в употреблении онаго в свое время потребовать от нас отчета, да приимет кийждо пред судищем Христовым, яже с телом содела, или блага, или зла (2 Кор. V. 10); – что наконец тело не только должно беречь и образовать для дел нужных, полезных и добрых в мире, но еще можно употребить к славе Божией, по совету Апостола: прославите Бога в телесех ваших и в душах ваших, яже суть Божия (1 Кор. VI. 20). Можно ли пренебрегать, как маловажное, то, чрез что можно прославлять Бога?

И так, что же значит отвергнуться себя? – Из сказаннаго, по необходимости, надлежит заключить, что сие не значит бросить душу и тело без внимания, без попечения, но разве отвергнуть пристрастие к телу и его удовольствиям, к жизни временной и ея благополучию, и даже к наслаждениям душевным, почерпаемым из неочищенной природы, к желаниям собственной воли, к любимым понятиям собственнаго мудрования.

Что такое разумение заповеди самоотвержения есть правильное, сие усмотреть можно из намерения, с которым она произнесена. Какого намерения? – того, чтобы сделать человека способным идти за Христом. Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе. Для чего бы желающему идти по Христе не стать на сей путь по самому сему желанию, без другаго предварительнаго требования? Для чего предварительно требуется от него самоотвержение? – Видно, для того, что без сего желание идти по Христе осталось бы несбыточным.

И подлинно, привязанному к любимым понятиям собственнаго мудрования сия привязанность препятствует восходить выше, и веровать истине Божественной: он не способен идти за Христом без отвержения сей привязанности, потому что без сего не вступит на путь чистой веры.

Не оставляющий желаний собственной воли также не может быть последователем Христовым: ибо последование в том и состоит, чтоб избирать путь не по собственной воле, а по воле предшествующаго.

И не хотящий послушанию и преданности в волю Божию пожертвовать наслаждениями душевными не есть надежный последователь Христов даже и в том случае, когда он стремится к наслаждениям духовным; поелику он, напрягая все усилия к мерцанию света на крутизнах Фавора, потому самому еще не сопровождает Господа к спасительной Голгофе: чтo же сказать, если он почерпает свои душевныя наслаждения из неочищеннаго источника падшаго естества и, упорствует, когда Провидение и благодать приближаются преградить потоки его, для очищения души? – Сказал о сем суд Свой Сам Господь, когда одному из людей сего рода, изъявившему желание идти по Нем, и в то же время привлекаемому наслаждениями родственной любви, ответствовал: никто же возложь руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть в Царствии Божии (Лук. IX. 62).

Что пристрастный к жизни временной не может успешно совершить последования Христу, сие видно в Апостолах, которые, и после довольно долгаго у Него учения, и после столь многих чудес, не только Им, но и ими, по дару Его, соделанных, обратились от последования Ему в бегство, когда на пути Его встретились с опасностию жизни.

Что пристрастный к благам жизни временной не способен последовать Христу, сего печальный опыт представляет Евангельский юноша, который хотя и сам желал вступить на путь к животу вечному, и Самим Христом призываем был последовать Ему, не последовал, но отъиде скорбя, бе бо имея стяжания многа (Матф. XIX. 22), и не хотел с ними разстаться.

Наконец, пристрастный к телу и его удовольствиям, очевидно, есть худой последователь Христу: ибо изнеженному, обременяемому, разслабляемому оными, ему трудно подниматься на гору Господню; он охотнее обратится под гору, или воздремлет в цветах, и не далек от того, чтобы погрязнуть в блате нечистых страстей и похотей.

Кратко сказать, поелику все, что есть в сыне Адамовом, доколе не очищено, или лучше, не новосоздано Христом, обыкновенно подвержено употреблению пристрастному: то желающий быть истинным и верным последователем Христовым все, что в себе усвояет и любит, должен оставить, не в отношении к употреблению, но в отношении к пристрастию. И сие-то сокращая еще более, Господь сказал: да отвержется себе.

Другое, чего требует Господь от своего последователя, есть взять крест свой. Что такое крест свой? – Я уже сказал, что изречение о кресте последователя Христова предполагает крест Самого Христа, и указует на оный. И так крест наш есть нечто подобное тому, что называется крестом Христовым. И как под именем креста Христова мы разумеем, во-первых, орудие страдания и смерти Его, во-вторых самое страдание и смерть Его на кресте, в третьих, в более обширном смысле, все последование и разнообразие страданий, уничижения и постепеннаго умерщвления Его, и внутренний крест скорби, в глубоком ощущении, и еще ранее, в предчувствии видимаго креста и страдания: то и под именем креста нашего должно разуметь всякую, по судьбам Божиим, нас постигающую скорбь, лишение, уничижение, страдание и многострадальную или бедственную смерть.

Не ужели, скажут, на все сие должен обречь себя каждый Христианин? – Заповедь Господня не изъясняется так строго. Не наше дело предназначать себе жребий: наш долг уметь принимать тот, который Господь нам назначает. И Христос не избирал, и не умножал себе страданий, а принял те, и в той полноте, какия, и в какой, предуставила Ему премудрость, правда и судьба Отца Его, а исполнили сыны человеческие, не ведавшие, что творили.

Кольми паче нескромная и потому ненадежная была бы дерзость, обрекать себя на многое трудное нашей немощи, не могущей и малое, и легкое понести без вышней помощи. Посему-то Господь не говорит в заповеди Своему последователю, да умножит себе страдания, да распнет сам себя, но меньше, снисходительнее: да возмет крест свой. Что такое взять крест! – Не убегать скорбнаго посещения; не упорствовать против онаго; быть в готовности принять оное, когда еще не постигло, послушно и безропотно принять оное, когда действительно постигает; кротко дать себя вести, как овча на заколение, по образу Агнца и Пастыря Христа, если нужно пострадать за правду; безпрекословно нести дрова для собственнаго всесожжения, как Исаак, если такова воля Отца Небеснаго, для нашего очищения и для приведения нас в обетованное пакибытие.

Таковы суть условия, при исполнении которых человек может незаблужденно следовать за Христом, приближаться к Нему не внешно, а внутренно, не местом, а духом, соделываться в вере и любви общником спасительных Его страданий и смерти, и в уповании общником Его воскресения и славы.

Да испытуем себя, христиане, и да отвергаемся всего, что нас привязывает узами пристрастия к себе самим, к плоти, к миру, да будем свободны и легки, чтобы идти за Христом. Да приемлем безропотно и послушно крест свой, то есть, меру скорби и страданий, без сомнения, непогрешительно измеренную для нас Провидением, соответственно потребности нашего исправления, очищения и усовершения. Верно да ходим за Христом путем самоотвержения и креста; и верно внидем в радость Господа своего. Аминь.

Святитель Филарет Московский,
Слово в Неделю Крестопоклонную, 1835 г.




 
По теме
Юрий Гришан: Магадан – многонациональный город, мы уважаем все диаспоры - Мэрия города Магадан Мэр областного центра поздравил мусульман с завершением поста и священным праздником Ураза-Байрам Ураза-Байрам является одним из самых главных праздников исламского календаря, он известен так же как праздник разговения.
19.06.2018
 
Мусульмане Колымы сегодня встретили Ураза-байрам общей молитвой. Праздником заканчивается пост Рамадан, который длился месяц.
18.06.2018
Мусульмане Колымы сегодня встретили Ураза-байрам общей молитвой. Праздником заканчивается пост Рамадан, который длился месяц.
18.06.2018
 
В течение двух месяцев не утихает дискуссия вокруг перспектив создания на Украине так называемой Единой поместной церкви — проекта, инициированного президентом этой страны Петром Порошенко,
18.06.2018
 
23 августа 2018 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Москве (ВДНХ, павильон № 75) пройдет III Международный православный молодежный форум «Православие: вчера, сегодня, завтра».
18.06.2018
13 июня 2018 года в зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил заседание Высшего Церковного Совета Русской Православн
14.06.2018
Осужден 27-летний житель города Магадана, совершивший ряд преступлений - Kolyma.Ru Прокуратурой города Магадана поддержано государственное обвинение по уголовному делу в отношении ранее судимого 27-летнего жителя города обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ст.
19.06.2018 Kolyma.Ru
До 100 тысяч рублей штрафа грозит жительнице Магадана за незаконное пересечение границы Особой экономической зоны - Kolyma.Ru За незаконное пересечение границы Особой экономической зоны на легковом автомобиле, ввезенном в Россию с освобождением от уплаты таможенных платежей, Магаданская таможня наложила арест на легковой автомобиль «Мазда Трибьют».
19.06.2018 Kolyma.Ru
Прокуратура инициировала возбуждение уголовного дела по факту фиктивной постановки на учет иностранных граждан - Прокуратура Магаданской области Прокуратура Омсукчанского района провела проверку исполнения миграционного законодательства, в ходе которой выявлен и пресечен факт незаконной постановки иностранцев на миграционный учет.
19.06.2018 Прокуратура Магаданской области
Юрий Гришан: Магадан – многонациональный город, мы уважаем все диаспоры - Мэрия города Магадан Мэр областного центра поздравил мусульман с завершением поста и священным праздником Ураза-Байрам Ураза-Байрам является одним из самых главных праздников исламского календаря, он известен так же как праздник разговения.
19.06.2018 Мэрия города Магадан
Региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии» в номинации «Лучший кондитер» - Министерство труда и социальной политики Министерство труда и социальной политики Магаданской области объявляет о проведении регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии» в номинации «Лучший кондитер» (далее – Ко
19.06.2018 Министерство труда и социальной политики
Колымчан приглашают принять участие в конкурсах, проводимых Китайским культурным центром в Москве - Министерство культуры В целях укрепления сотрудничества и стимулирования развития двусторонних взаимодействий между Россией и Китаем, Китайский культурный центр в Москве проводит несколько конкурсов,
19.06.2018 Министерство культуры
На смотровой площадке Магадана появились эколежаки. Шезлонги, на которых можно приобрести стойкий колымский загар, наслаждаясь шумом Охотского моря, установили к началу пляжного сезона.
19.06.2018 Vesti-Magadan.Ru
В Магадане прошёл очередной этап городской Спартакиады трудящихся. В минувшие выходные участники соревнований пробежали эстафету четыре по сто метров на городском стадионе и поборолись за лидерство в боулинге.
19.06.2018 Vesti-Magadan.Ru
Движение на Пролетарской, Набережной реки Магаданки и Ягодной перекрыто сегодня в связи с мойкой дорог - Мэрия города Магадан Горожан просят не парковать личный транспорт на пути следования коммунальной техники Сегодня, 20 июня, техника ГЭЛУД занимается уборкой центральных и отдаленных районов города.
20.06.2018 Мэрия города Магадан
В Омсукчанскую районную больницу подали горячую воду вмешательства прокурора - Kolyma.Ru После вмешательства прокурора возобновлена подача тепловой энергии в районную больницу Прокуратурой Омсукчанского района проведена проверка законности введения в МОГБУЗ «Омсукчанская районная больница» режима ограниче
20.06.2018 Kolyma.Ru
Региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии» в номинации «Лучший кондитер» - Министерство труда и социальной политики Министерство труда и социальной политики Магаданской области объявляет о проведении регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии» в номинации «Лучший кондитер» (далее – Ко
19.06.2018 Министерство труда и социальной политики
После вмешательства прокурора возобновлена подача тепловой энергии в районную больницу Прокуратурой Омсукчанского района проведена проверка законности введения в МОГБУЗ «Омсукчанская районная больница» режима ограниче
20.06.2018 Kolyma.Ru
«Магадантеплосеть» запускает опрессовку тепловых сетей. С 9 утра 20-го июня гидравлические испытания начнутся в Магадане, микрорайонах Марчекан, Новая Веселая, на 13-ом километре трассы.
19.06.2018 ГТРК Магадан