К 100-летию художника Гетмана Николая Ивановича

К 100-летию художника Гетмана Николая Ивановича
К 100-летию художника Гетмана Николая Ивановича
Фото: mgpr.49gov.ru

23 декабря исполняется 100 лет со дня рождения художника-живописца Николая Ивановича Гетмана. Родом с Украины, фронтовик, прошёл всю войну 1941-1945 гг. После окончания войны вернулся в г. Харьков, стал работать по специальности. В 1946 году был арестован по ложному доносу за антисоветскую деятельность, отправлен в Сибирь в Тайшетлаг, затем на Колыму в Севвостлаг. Освобождён в 1953 году раньше срока окончания заключения.

После освобождения продолжил работу по профессии в Магаданской области. Он по праву считается нашим земляком. Годы надолго связали его с Севером. Двадцатилетний творческий путь и служебная деятельность художника Гетмана Н.И. отражены в документах нескольких фондов государственного архива Магаданской области: решениях Магаданского облисполкома, протоколах заседаний оргбюро и правления Магаданского отделения Союза художников РСФСР, докладах и отчётах, протоколах заседаний художественного совета, в переписке с магаданским писателем А.М. Бирюковым, а также 3-х статьях о творчестве художника Николая Гетмана в газете «Магаданская правда» за 1963, 1972, 1974 годы.

В архиве сохранилась личная карточка Гетмана Н.И., оформленная на него уже как на работника Дальстроя, датируемая 25 сентября 1953 года. В ней – как общеизвестные так и «свежие» биографические сведения: социальное происхождение «из рабочих», беспартийный, общее образование «н/высшее», специальное образование – Харьковский художественный институт, стаж работы по основной специальности – 18 лет, семейное положение «не женат», близкие родственники (мать, отец, сестра, брат), место работы до ареста – Харьковский театр оперы и балета, осуждён УК УССР на 10 лет и 5 лет поражения в правах, на Колыму доставлен 29 ноября 1950 года пароходом «Ногин», прибыл из г. Тайшет, должность «з/к», выдано удостоверение, дата освобождения – 28 августа 1953 года. Первое место работы – Промлесокомбинат СГПУ с 01 октября 1953 года по 01 февраля 1954 года, на работу принят по специальности.

В ожидании членского билета

В течение следующих 5 лет Гетман работал художником при Доме культуры пос. Ягодное, принимал участие в районных выставках. В 1959 году с разрешения властей переехал в г. Магадан. Входил в состав оргбюро, правления Магаданского отделения Союза художников РСФСР, был членом выставочного комитета, заместителем директора областной выставки (1964), членом художественного совета при областном управлении культуры, директором художественно-производственных мастерских и Магаданского отделения Художественного фонда РСФСР (1964-1967). Единожды замечен секретарём Магаданского отделения СХ РСФСР, где под протоколом заседания от 7 сентября 1965 года № 6 стоит его подпись в этом качестве.

По сравнению с другими художниками путь в члены Союза художников СССР затянулся. Гетман длительное время находился в статусе кандидата в члены Союза. 22 апреля 1960 года решением оргбюро Николаю Ивановичу продлили кандидатский стаж. 5 июля 1961 года, согласно имеющейся выписке из протокола заседания Секретариата правления Союза художников СССР, всем членам Магаданского отделения Союза художников РСФСР были оформлены и выданы 11 членских билетов Союза художников СССР, кандидатские билеты Союза художников СССР получили 5 человек, в том числе и Гетман Н.И.

11 января 1964 года Секретариат правления Союза художников СССР (имеется выписка из протокола расширенного заседания) поставил вопрос о нарушении Устава республиканскими Союзами, по нормам Устава стаж пребывания в составе кандидатов установлен 2 года и только в исключительных случаях кандидатский стаж мог быть продлён ещё на один срок (2 года). Первоначально в члены Союза художников СССР Гетмана рекомендовал зональный выставочный комитет. Только 1 декабря 1964 года правление Магаданского отделения Союза художников РСФСР постановило «считать оправданным   пребывание   выше   перечисленных художников   (и Н. Гетмана) в рядах Союза художников». Так, наконец, Николай Иванович был переведён из кандидатов в члены Союза.

Участник 6-ти областных, зональных выставок

Гетман – художник-живописец, его картины выполнены в технике холст, масло. Центральная тема творчества – Север, познавал его в творческих командировках по области и Чукотке. Рисовал этюды, зарисовки, делал фотоснимки, помогавшие в процессе дальнейшей работы.

Участник многих выставок разного уровня. В 1956 году Николай Иванович принимает участие в первой областной выставке изобразительного и прикладного искусства. Им показан цикл пейзажей, интересной признана картина «Первый снег». Решением Магаданского облисполкома от 30 марта 1957 г. № 123 все участники 1-й выставки (их 46) были награждены Почётной грамотой облисполкома, все работы отмечены дипломами I, II, III степени.

При просмотре документов облгосархива выявляются (упоминаются) такие его работы и творческие замыслы: в 1959 году – «Школьники помогают взрослым», размер 1,5*0,7 м   и  «Наш вклад», размер 1,5*0,7 м; «…думаю создать пейзаж «Колыма», для этого собираюсь выехать на натуру»; в 1960 году – «Каюр», размер 1,4*0,97 м  и   «Заре навстречу», размер 1,5*1,5 м. Решением Магаданского облисполкома от 8 августа 1960 года № 336 за активное участие в подготовке и проведении IV-й областной выставки изобразительного и прикладного искусства Гетмана наградили Почётной грамотой облисполкома.

В 1961 году Николай Гетман написал портреты передовиков Клары Каляна и знатного оленевода Лешгина, получивших звание «Героя Социалистического Труда».

Среди творческих работ: в 1963 году – «Молодожёны», «На Север»; в 1965 году – пейзажное полотно «Колымские дали», размер 2,0*1,2 м, в 1969 году – «Первое слово», «Северный посёлок», «Оленевод».

В 1974 г. в здании областного музыкально-драматического театра была открыта первая персональная выставка Николая Гетмана. Экспонировалось свыше 100 картин, эскизов, этюдов, рисунков, созданных им за эти годы. Об этом мероприятии написано в газете «Магаданская правда» 10 августа 1974 года № 186, где среди прочего упоминаются и другие названия созданных им картин о Чукотке и жизни северных народов – «Чукча», «Чукчанка», «Пастух», «Ревком Чукотки» (1972), «Оленеводы» (1972), «Яранги»; «Встреча с солнцем» – сюжет практикуется как народный праздник после долгой полярной ночи; о природе – «Весна», «Куст сирени», «Молодые берёзки»; и ряд тематических картин – «Опоры Колымы», «Драга».

В начале 1970-х годов о Николае Гетмане говорили на магаданском телевидении, был подготовлен ряд передач о творчестве местных художников.

Тайный замысел воплощал 40 лет

Есть и другая сторона его творчества, в связи с чем его называют не иначе как художником советского ГУЛАГа. Как бывший репрессированный, он, в 1953 году взялся писать серию картин, чтобы в обобщённых образах показать то, что не почерпнуть ни из словесных описаний, ни из архивных следственных дел. На создание 50 картин на лагерную тематику ушло 40 лет жизни. Воспроизвёл пережитое, врезавшееся в память. Картины имеют историческое значение. Это единственная визуальная летопись ГУЛАГа. Гетман не зря опасался за сохранность картин. В начале 1990-х о периоде репрессий говорили мало. С согласия автора Фонд Джеймстаун вывез картины в безопасное место, на сайте Фонда (www.jamestown.org) советскому художнику посвящена статья «Nikolai Getman: The Gulag Collection». С 1997 года картины находятся в США. Не раз экспонировались с приглашением автора. В 1999 г. по случаю юбилея Фонда, президент Фонда наградил Николая Гетмана Памятным знаком за особые заслуги и личный вклад в развитие мировой культуры. В 2009 году Фонд Джеймстаун передал коллекцию на постоянное хранение в Фонд «Наследие» (www.heritage.org).

Репродукции 35-ти его работ проиллюстрированы в 7-ми буклетах «Гулаг – глазами художника». Буклеты автор с дарственной надписью вручил такому же летописцу судеб репрессированных магаданскому писателю А.М. Бирюкову. Судьба их свела в 1996 году, когда на магаданском телевидении работал Бирюков и вёл передачи из цикла «Долгая память Колымы». В одной из передач рассказывали о репрессированном художнике Н.И. Гетмане. Между ними завязалась переписка.

Взяв в руки буклеты, вам предстанут картины о жизни и смерти в ГУЛАГе: «Реабилитированный» (автопортрет), «Я помню тот Ванинский порт» (автопортрет), «Наказание гнусом», «Шмон, нашли стихи Есенина», «Морг ГУЛАГа», «Вышак (к растрелу), «Старательская артель Вадима Туманова», «Арестантская пайка», «Фитиль», «Развод…Первая пятёрка выходи», «Обед – привезли баланду», «Проповедник», «Побег», «Последний ОЛП», «Бугор – бесконвойник», «В последний путь», «Колымский этап», «Японцы на БАМе», «Японцы в ГУЛАГе», «Перекур – диалог», «ГУЛЖДС – Тайшетлаг», «Заброшеный лагпункт», «Гологофа (магаданские сопки)», «Якутские алмазы», «Вечная память в вечной мерзлоте», «Лагпункт «Верхний Дебин», «Пайка хлеба за дубаря», «По этапу», «Во глубине урановых руд», «Цинготники», «Узники ГУЛАГа», «Псарня ВОХРа», «Женский лагпункт», «Бутара», «В подвалах НКВД (памяти брата посвящается)» – расстрелян органами НКВД в 1934 году.

В переписке с Александром Бирюковым Николай Гетман описал тематический замысел своей картины «Реабилитированный», что он «реабилитированный, не имеет прав твёрдо стоять ногами на родной земле и пользоваться правами человека – он сидит на качелях в подвешенном состоянии»; да и с Вадимом Тумановым не был знаком, но как многие заключённые был наслышан о первой артели из заключённых, возглавляемой таким же заключённым, а неординарность явления вдохновила на создание картины «Старательская артель Вадима Туманова».

В буклетах картины о ГУЛАГе разбавлены «мирными» работами, созданными по материалам творческих поездок по Колыме и Чукотке: «Золотодобывающая драга», «Колымский тракт», «Золотая Колыма», «У истоков Армани», «Колымское лето», «Спецрейс», «На Севере Крайнем», «Магаданский порт Нагаево», «Серпантин» (о петляющей среди колымских сопок дороге), «Колымские прижимы», а также посвящение Чукотке: «Молодожёны», «Влюблённые», «Возвращение», «Северный посёлок», «ЛЭПовец».

Послесловие: из Магадана Николай Иванович Гетман уехал на постоянное место жительство в г. Орёл в 1976 году. Там продолжил творческую работу, вёл общественную, возглавлял Орловскую областную ассоциацию жертв незаконных политических репрессий (1992-2000). Умер в 2004 г.

Наталья Брянская, ведущий методист государственного архива Магаданской области

 
По теме
На Колыме Госавтоинспекторы установили нетрезвого водителя - Kolyma.Ru МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. 28 марта сотрудниками Госавтоинспекции Отделения МВД России по Хасынскому району на улице Центральной в п. Палатка был остановлен автомобиль «Тойота Кроун» под управлением 44-летнего гражданина.
Kolyma.Ru
На Колыме Госавтоинспекторы установили нетрезвого водителя - УМВД Магаданской области 28 марта сотрудниками Госавтоинспекции Отделения МВД России по Хасынскому району на улице Центральной в п. Палатка был остановлен автомобиль «Тойота Кроун» под управлением 44-летнего гражданина.
УМВД Магаданской области
В ЛДПР рассчитывают, что новые доплаты улучшат кадровую ситуацию в медицине - ЛДПР Медикам Колымы увеличили социальные выплаты, максимальная прибавка - 50 тысяч рублей Правительство России увеличило размеры ежемесячной специальной социальной выплаты для медицинских работников.
ЛДПР
photo 2024 03 28 15 35 05 - Газета Магаданская правда Максимальный размер составляет 50 тыс. рублей Фото: imghub.ru Правительство России увеличило размеры ежемесячной специальной социальной выплаты для медицинских работников.
Газета Магаданская правда
Активист регионального отделения «Волонтёры Победы» стал победителем всероссийского конкурса «Послы Победы. Москва» 2024 года - Инициатива Колымы Активист регионального отделения «Волонтёры Победы», старший курсант Молодежного патриотического клуба «Наследие» стал победителем Всероссийского конкурса «Послы Победы.
Инициатива Колымы
Встреча с психологом - Детская библиотека Дорогие читатели! 7 апреля в 13:00 состоится встреча с Гринцевич Натальей Сергеевной – клиническим психологом, экспертом в сфере материнства.
Детская библиотека