В Правительстве региона под председательством губернатора Владимира Печеного прошло совместное заседание антинаркотической комиссии Магаданской области, и межведомственной комиссии по профилактике правонарушений Магаданской области. В работе комиссии приняла участие заместитель председателя Правительства Магаданской области – министр государственно-правового развития Магаданской области М.А. Шуфер.
Среди рассмотренных вопросов – состояние работы по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории муниципального образования «Город Магадан».
На заседании комиссии отметили, что ситуация с заболеваемостью психическими и поведенческими расстройствами, связанными с употреблением наркотических средств, по ряду статистический показателей в муниципальном образовании «Город Магадан» имеет тенденцию к улучшению. В 2016 году на территории муниципального образования улучшилась выявляемость лиц, больных наркоманией. Количество больных наркоманией, впервые взятых на диспансерный учет, составило 9 человек (в 2015 году – 11 человек). Показатель первичной заболеваемости наркоманией в городе Магадане – 9,1 на 100 тысяч населения – не превысил среднероссийский (по РФ за 2015 год – 14,1). Несовершеннолетних граждан, больных наркоманией, не выявлено. Всего в городе Магадане на диспансерном учете в 2016 году состояло 90 больных наркоманией (меньше на 20% по сравнению с 2015 годом), и 152 человека с пагубным употреблением наркотических средств (меньше на 17% по сравнению с 2015 годом).
Ситуация на территории города Магадана в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или аналогов, несмотря на значительные успехи в этой области деятельности, продолжается оставаться достаточно серьезной. По информации управления по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по Магаданской области, ОМВД России по городу Магадану в 2016 году в городе Магадане зарегистрировано 322 преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, из них 87% или 281 преступление отнесено к тяжким или особо тяжким, что на 33% ниже, чем в 2015 году (422) и 39% преступлений связано со сбытом наркотических средств.
Синтетические наркотические средства преимущественно поступают из центральных регионов России посредством и Интернет-заказов. При этом для доставки используются услуги, предоставляемые коммерческими операторами связи, частными транспортными компаниями, осуществляющими экспресс-доставки почтовых отправлений и различных грузов. Сотрудниками УНК УМВД на постоянной основе обеспечивается беспрерывный мониторинг сети Интернет-ресурсов на предмет выявления наиболее популярных товаров, под видом которых предлагаются к продаже наркотики.
Вторым вопросом на заседании комиссии рассмотрена практика реализации положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих возложение при назначении административного наказания на лицо обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и/или медицинскую и/или социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача.
Мировые судьи, судьи районов Магаданской области принимают решения о возложении соответствующих обязанностей на основании рекомендаций врачей-наркологов, прилагаемых уполномоченными сотрудниками к административным протоколам.
В 2016 году такая обязанность возложена на 86 лиц (исполнено 49 постановлений или 57%), в первом полугодии 2017 года – на 38 лиц (исполнено 18 постановлений или 47%).
Вопрос исполнения судебных постановлений находится на постоянном контроле судейского сообщества Магаданской области.
Комиссией также рассмотрен вопрос о проводимой работе органов внутренних дел и иных субъектов системы профилактики Магаданской области по предупреждению семейного неблагополучия и своевременного принятия мер по выявлению фактов жестокого обращения с детьми.
В рамках работы по профилактике семейного неблагополучия сотрудниками полиции совместно с представителями органов системы профилактики, в первую очередь со специалистами муниципальных КДНиЗП, опеки, образования, за 6 месяцев 2017 года осуществлено 958 проверок по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении.
В отношении родителей и других законных представителей выявлено 760 административных правонарушений, в то числе 717 за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, предусмотренных ч.1 ст.5.35 КоАП РФ, а также 43 за нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление ими алкогольной продукции, предусмотренных ст.20.22 КоАП РФ, задокументировано 6 фактов вовлечения несовершеннолетних в употреблении спиртных напитков со стороны взрослых лиц по ст.6.10 КоАП РФ.
Выявлены и поставлены на профилактический учет 27 родителей, оказывающих отрицательное влияние на детей. Всего на учетах в подразделениях по делам несовершеннолетний по состоянию на 01.07.2017 года состоят 89 родителей, в отношении которых организована и проводится индивидуальная профилактическая работ.
Факты семейного неблагополучия, чаще всего, связаны со злоупотреблением родителями или родителем спиртными напитками. Зачастую данные граждане не имеют постоянной работы. В совокупности, общая социальная неустроенность, неуравновешенная психика, постоянные конфликты с родственниками, соседями приводят к нервным срывам, в результате которых объектами издевательств, побоев и унижений становятся несовершеннолетние дети. Со временем данные граждане деградируют, ситуация усугубляется. Органы местного самоуправления и органы исполнительной власти, в соответствии со своими полномочиями, оказывают всемерную поддержку таким гражданам в лечении, трудоустройстве, устройстве несовершеннолетних детей в дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, в вовлечении в спорт, культуры и т.д. Несмотря на предпринимаемые усилия со стороны вышеуказанных субъектов профилактики, большая часть так называемых неблагополучных граждан подобную помощь игнорируют. В случае, когда данные семьи не раз официально были предупреждены и оштрафованы за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, которые систематически оставляют детей в опасности и не занимаются воспитанием, органы опеки и уполномоченный по правам ребенка инициируют обращения об ограничении родительских прав, поскольку имеется прямая угроза жизни и здоровья несовершеннолетним. Семейный Кодекс РФ считает лишение родительских прав крайней мерой воздействия. С одной стороны, это конечно, правильно. С другой, мы зачастую наблюдаем факты, что граждане, называемые родителями, абсолютно халатно относятся к своим родительским обязанностям. Как показывает практика, судебное сообщество придерживается первого варианта – не лишать прав. В то же время, мы наблюдаем, что единичные семьи встают на путь исправления и начинают вести достойную жизнь.