Информация о создании специальных условий для получения детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в образовательных организациях

Информация о создании специальных условий для получения детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в образовательных организациях
Информация о создании специальных условий для получения детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в образовательных организациях
Фото: minobr.49gov.ru

В Магаданской области реализуется  оптимальная региональная модель образования. Общее образование детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детей-инвалидов, осуществляется в общеобразовательных классах общеобразовательных организаций,   в  классах и школах, реализующих основные адаптированные общеобразовательные программы. Обучение осуществляется по классно-урочной системе, индивидуально и дистанционно.

Для детей-инвалидов с нарушением слуха и зрения организовано обучение в общеобразовательных организациях, реализующих АООП, за пределами области, в случае, если соответствующие образовательные услуги не могут быть предоставлены им в образовательных организациях, расположенных на территории Магаданской области.

Следует отметить позитивные изменения по обеспечению   права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья на территории области.

Постановлением Правительства от 7 мая 2015 года № 296-пп утверждена  Концепция развития системы инклюзивного образования в Магаданской области до 2020 года и комплексный план её реализации.

Приказом № 788 от 14.08.2015 года утвержден региональный План действий по обеспечению введения федерального государственного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Магаданской области на 2015-2020 годы. Организована работа по введению ФГОС для детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях Магаданской области. Все дети с ОВЗ, зачисленные с 1 сентября 2016 года, обучающиеся в 1 и 2 классах, осваивают АООП в соответствии с ФГОС. Зачисленные ранее продолжают обучение по программам, по которым начинали обучение.

Разработан проект региональной программы «Развитие системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Магаданской области» на 2019 – 2020 годы.

Последовательно реализуются мероприятия государственной программы «Формирование доступной среды в Магаданской области» на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением администрации Магаданской области от 07 ноября 2013 года № 1082-па.

Развивается система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, имеющим выявленные нарушения развития или риск возникновения нарушений развития.

В области сохранены и развиваются общеобразовательные учреждения для обучающихся, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам. На сегодняшний день их - 3. Это:

- государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по адаптированным образовательным программам «Магаданская областная школа-интернат», где воспитываются и обучаются 46 человек, из них: 17 – дети-инвалиды;

- государственное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся по адаптированным образовательным программам  »«Магаданский областной центр образования № 1», где обучается 228 детей, из них 155 - дети-инвалиды; в  дошкольном подразделении детей- 63, в том числе- 34 –с инвалидностью  (в том числе – 38 воспитанников Магаданского областного государственного казенного учреждения социального обслуживания населения «Детский дом-интернат для умственно отсталых детей»). Обучение осуществляется как на базе центра, так и  индивидуально в ДДИ;

- государственное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся по адаптированным образовательным программам  »«Магаданский областной центр образования № 2», где обучаются 55 детей, из них – 12 дети-инвалиды.

Всего в учреждениях, реализующих АООП в 2017-2018 учебном году обучалось 392 человека, из них: 223 дети-инвалиды, что составляет 57% от числа обучающихся.

Продолжается работа по созданию условий для коррекционно-развивающей и реабилитационной помощи, социальной адаптации и профильной трудовой подготовки детей и лиц с инвалидностью с лёгкой, умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития, с нарушением слуха и зрения, а также по оборудованию безбарьерных условий для детей-инвалидов ДЦП (колясочников). С целью компенсации отклонений в развитии детей с ОВЗ используются БОС-технологии: комплекс БОС логотерапевтический, комплекс БОС коррекции психоэмоционального состояния. Учреждения оснащены мультимедийным оборудованием.

В ГКОУ для обучающихся по адаптированным образовательным программам  »«Магаданский областной центр образования № 1» реализуется инновационный проект непрерывного образования. Центр оборудован современными учебными мастерскими по столярному, слесарному, швейному профилю, социально-бытовой ориентировке, обслуживающему труду и зеленому хозяйству. Организована работа интеграционных мастерских  для граждан с ограниченными возможностями здоровья старше 18 лет. Контингент обучающихся составляют молодые инвалиды, проживающие в психоневрологическом интернате, доме инвалидов общего типа, а также выпускники учреждения с умеренной и тяжелой формой умственной отсталости, граждане старше 18 лет с нарушением интеллекта, находящиеся под опекой родственников, не имеющие профессионального образования. В 2017-2018 учебном году в учебных мастерских обучалось 32 человека.

В учреждениях среднего профессионального образования лица, имеющие инвалидность, могут обучаться в общих группах по программам профессионального образования: «Мастер по обработке цифровой информации», «Операционная деятельность в логистике», «Программирование в компьютерных системах», «Наладчик компьютерных сетей», «Повар, кондитер», «Инструментальное исполнительство».

Разработаны и реализуются адаптированные программы профессионального обучения по профессиям: «Швея», «Обувщик», «Модистка головных уборов» (МОГАПОУ «Технологический колледж»), «Столяр строительный, плотник», «Слесарь-сантехник», «Штукатур-строительный, маляр» (МОГАПОУ «Горно-строительный колледж).  На  развитие Базовой профессиональной образовательной организации системе профессионального образования Магаданской области в 2017 году выделены денежные средства из федерального и областного бюджетов в размере 5  313,5 тыс. руб., в том числе из федерального бюджета - 3143,2 тыс. руб., из бюджета области - 2170,3 тыс. руб, которые направлены на обустройство тренажерно-спортивного и компьютерного классов. Приобретены тренажеры, тактильные дорожки, гимнастические маты, игровые наборы. В компьютерный класс для данной категории обучающихся закуплено специальное оборудование (компьютеры, видеоувеличитель, радиокласс, машина, сканирующая и читающая текст, дисплей Брайля, акустическая система, программное обеспечение, мебель). Приобретенное оборудование позволит обеспечить, в том числе, дистанционное обучение студентов данной категории.

На территории Магаданской области функционируют 25 отдельных классов в общеобразовательных школах, в которых реализуются АООП. Численность обучающихся с ОВЗ составляет – 247 человек, их них детей – инвалидов – 17. Дети-инвалиды школьного возраста с нарушением слуха и зрения обучаются в муниципальных общеобразовательных организациях                                                    г. Магадана, п.п. Ола,  Омсукчан, Мяунджа,  Омчак, г. Сусуман – 12 человек.

В общеобразовательной школе № 18 города Магадана в течение ряда лет обучаются  кохлеарноимплантированные дети.

Организовано обучение 7 детей-инвалидов за пределами области в общеобразовательных организациях для обучающихся по адаптированным программам с нарушением слуха и зрения в г. Владивосток,  Ейск, Набережные Челны,  Хабаровск, Старый Оскол, Минусинск.  1 человек получает профессиональное образование в г. Кисловодске.

Инклюзивное образование осуществляется во всех образовательных учреждениях городских округов.  На территории муниципального образования «Город Магадан» дети-инвалиды обучаются в 17 общеобразовательных учреждениях (Лицей № 1 им. Н.К. Крупской, СО(РК)Ш № 2, СОШ с УИОП № 4, СОШ № 7, НШ/ДС № 9, гимназия № 13, СОШ с УИМ № 15, гимназия (английская), СОШ № 18, СОШ № 20, СОШ № 21, СОШ № 23, гимназия № 24, лицей (эколого-биологический), СОШ № 29, гимназия № 30, ОСОШ).

Функционируют общеобразовательные учреждения, которые осуществляют образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования: (Лицей № 1 им. Н.К. Крупской, СО(РК)Ш № 2, СОШ с УИОП № 4, СОШ № 7, НШ/ДС № 9, СОШсУИОП № 14, СОШ № 18, СОШ № 20, СОШ № 21, СОШ № 23, лицей (эколого-биологический), СОШ № 28, СОШ № 29). В системе общего образования города Магадана в отдельно взятых школах организовано обучение в условиях специальных коррекционных классов на ступенях начального общего, основного общего образования: СО(РК)Ш № 2, СОШ № 7, СОШ № 18, СОШ № 29.

Численность обучающихся с инвалидностью, получающих образование на дому составляет 61человек, из них дистанционно – 17, в медицинских учреждениях – отсутствуют обучающиеся данной категории, в форме семейного образования обучается 1ребенок.

Сетевая форма  обучения детей-инвалидов используется пока только при  организации дистанционного обучения, а также  детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью, обучающихся в муниципальном общеобразовательном учреждении СОШ № 20 по договору с государственным общеобразовательным учреждением, реализующем АООП.

В 2017-2018 учебном году государственную итоговую аттестацию проходили:

- по программам среднего общего образования 1 ребенок – инвалид в форме государственного выпускного экзамена;

- по программам основного общего образования – 68человек, из них в форме государственного выпускного экзамена – 55человек.

Все выпускники успешно прошли государственную итоговую аттестацию и получили документы об образовании.

Выпускники с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) которым по итогам трудового обучения присвоен квалификационный разряд, в муниципальных общеобразовательных организациях Магаданской области отсутствуют.

Численность выпускников, которым по итогам трудового обучения выдано свидетельство об обучении и характеристика с перечнем работ, которые они способны выполнять самостоятельно (обучающиеся, не получившие квалификационный разряд) составляет – 33 человека (9кл. – 21 человек, 11кл. – 12 человек).

В системе образования Магаданской области функционирует 1 Магаданское областное государственное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», которое   укомплектовано квалифицированными кадрами.

Центр предоставляет образовательные, коррекционные услуги детям-инвалидам, нуждающимся в психолого-педагогической медико-социальной помощи педагогическими работниками: логопедами, психологами, сурдопедагогами. Медицинский массаж и физиопроцедуры по рекомендации лечащего врача проводятся медицинскими работниками учреждения. Организована работа с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов по  обучению  формам и методам реабилитации и коррекции. Продолжает работу родительский клуб «Доверие». С целью обеспечения взаимодействия образовательного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида с множественными нарушениями, привлечения родителей к коррекционно-реабилитационному и воспитательному процессу, реализуется программа «Цветы цветам». С 1 ноября 2017 года на базе Центра открыт консультационный пункт по оказанию ранней помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, деятельность которого осуществляется на основании утвержденного Положения. Организована работа по проведению подгрупповых коррекционно-развивающих занятий по дополнительной программе «Логоритмика для детей 2-3 лет «Капитошка» и дополнительной программе  по сенсорному развитию детей раннего возраста с использованием современных технологий. Проводятся комплексные консультации для родителей детей раннего возраста с ОВЗ при участии учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога. Информация о  работе Консультационного пункта размещена на сайте Центра.

В ЦППиМСМ работает Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия.  

Магаданскому областному государственному  бюджетному учреждению «Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи» переданы полномочия по разработке перечня мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида)  и предоставлению информации об исполнении мероприятий индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (ИПРА). Приказом министерства образования и молодежной политики Магаданской области от 14.02.2017 года №132 утвержден порядок взаимодействия всех заинтересованных организаций, а также порядок разработки перечня мероприятий психолого-педагогической реабилитации (абилитации), реализации мероприятий и предоставления информации. 

Региональный Центр дистанционного образования детей-инвалидов открыт   на базе МАОУ «СОШ № 18» города Магадана в  2011 году. Оборудованы помещения, имеются комплекты оборудования для учителей и учащихся, обучены кадры. Детям-инвалидам и родителям оказывается консультативная и методическая помощь. Учениками Центра являются дети-инвалиды, не посещающие образовательные учреждения и не имеющие противопоказаний для работы с компьютером. В 2017-2018 учебном году в Центре дистанционного образования было организовано обучение  20 учеников, из которых 9 человек проживают в городе Магадане и 11 в городских округах области.

Психолого-педагогическое сопровождение в муниципальных общеобразовательных организациях осуществляется: 35 педагогами – психологами, 34 учителями – логопедами, 5 учителями – дефектологами, 18 социальными педагогами, 25 педагогами дополнительного образования.

В государственных образовательных учреждениях, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу, родолжается работа по созданию условий для всесторонней  коррекционно-развивающей и реабилитационной помощи, социальной адаптации и профильной трудовой подготовки детей и лиц с инвалидностью с лёгкой, умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития, с нарушением слуха и зрения, а также по оборудованию безбарьерных условий для детей-инвалидов ДЦП (колясочников). Для компенсации отклонений в развитии детей с ОВЗ используются БОС-технологии: комплекс БОС логотерапевтический, комплекс БОС коррекции психоэмоционального состояния. Учреждения оснащены мультимедийным оборудованием

Для учащихся с ОВЗ, в том числе, детей-инвалидов,  организован образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным и развивающим программам с учетом особенностей психофизического развития. Работа по вовлечению учащихся во внеурочную деятельность организована во всех муниципальных общеобразовательных учреждениях Магаданской области и государственных образовательных учреждениях. Реализуются программы дополнительного образования по направлениям: спортивно-оздоровительное; духовно-нравственное; общеразвивающее направления общекультурное; интеллектуальное. На базе учреждений дополнительного образования и образовательных учреждений работают более 200 кружков и секций, в том числе, инклюзивных.

Государственная программа «Формирование доступной среды в Магаданской области» на 2014-2020 годы», утверждена постановлением администрации Магаданской области от 07 ноября 2013 года № 1082-па. За эти годы за счет финансовых  средств, предусмотренных программой, оснащено специальным оборудованием 31 общеобразовательное учреждение,  в том числе - 3  государственные, реализующие адаптированные основные образовательные программы. За 2015-2017 годы в рамках программы  израсходовано около 41700,0 тыс. руб. Средства направлены на выполнение мероприятий по созданию архитектурной доступности образовательных учреждений,  приобретение специального оборудования, в том числе, учебного, реабилитационного и компьютерного для организации коррекционной работы и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, организацию работы по повышению квалификации педагогических работников. В рамках программы подготовлены 16 специалистов по тифлопедагогике, олигофренопедагогике, сурдопедагогике, специальной психологии, дефектологии. Более 300 педагогических работников повысили квалификацию по вопросам обучения детей с ОВЗ.

Во всех муниципальных и государственных общеобразовательных организациях  разработаны и утверждены Паспорта доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ). С целью обеспечения доступа воспитанников и учащихся с ограниченными возможностями здоровья в здания, входы 15 общеобразовательных организаций оборудованы пандусами, в ГОУОУ «МОШИ» и МАУ ДО «ДДЮТ» г. Магадана установлен вертикальный подъёмник, в 24 общеобразовательных организациях установлены кнопки вызова персонала учреждения для оказания помощи в доступе в здание инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и инвалидов-колясочников. В рамках участия в государственной программе «Доступная среда» МБУ ДО «Дом детского творчества» города Сусумана оснащено специальным оборудованием – поручнями для помощи передвижения лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, МБУ ДО «Хасынский центр детского творчества» установлены 2 пандуса, уложено безопасное покрытие внутри и снаружи здания. Выделены средства на приобретение беспроводной системы помощника, портативной информационной индукционной системы (переносная панель с встроенным микрофоном и аккумулятором), информационных тактильных знаков, информационных наклеек, светонакопительных полос. ГКОУ «МОЦО №2» в 2017-2018 учебном году в рамках программы на приобретение специального оборудования предусмотрено 2152500 рублей. Оборудование планируется к поставке в сентябре текущего года.

Дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья всех общеобразовательных учреждений Магаданской области принимают активное участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах, выставках, спортивных соревнованиях на уровне образовательной организации, городского округа, области. Учащиеся данной категории являются победителями и призерами Международного проекта Videouroki.net (по математике – 2 человека, по информатике – 1 человек, по физике – 1 человек, по музыке – 4 ребенка, по технологии – 3 ребенка, по биологии – 2), Всероссийской заочной олимпиады «Олимпус» (1), интеллектуального конкурса «Мультитест» (1), школьного этапа всероссийской олимпиады школьников (12 человек), школьной научно-практической конференции (3 человека), школьного и муниципального этапов конкурса «Живая классика» (4 человека); Всероссийской выставке рисунка, живописи и прикладного творчества школьников с ОВЗ (2), выставке изобразительного и декоративно-прикладного творчества людей с ограниченными возможностями «Душа всегда свободна» (53 человека), общероссийского образовательного проекта «Завуч» в конкурсах «Юный художник» (1),   брейн-ринга по музыке Всероссийского издания СМИ «Альманах педагога» (1человек), городского конкурса-выставки творческих работ в рамках декады экологических знаний «Сохраним Земли очарованье» (в номинации видеоролик в возрастной категории 10-12 лет – 1человек), муниципального конкурса «Мастерская Деда Мороза» (7человек), муниципальной выставки декоративно-прикладного творчества (в номинации «Швейное дело» - 4 призовых места), муниципального этапа 2-го Всероссийского конкурса «Гражданственность, служение отечеству» (1человек), Всероссийского турнира на приз олимпийского чемпиона Таяновича в г. Салават (1), спортивных соревнований по плаванью (4 золотых медали, 1 серебряная, 1 бронзовая), по боксу (2человека, один учащийся имеет звание мастер спорта), греко-римской борьбе (1), муниципальных соревнований «День лыжника» (4человека).

Воспитанники государственных учреждений являются призерами областных соревнований  «Специальная олимпиада для обучающихся, воспитанников государственных казенных образовательных учреждений, реализующих основную адаптированную образовательную программу», участниками Всероссийской специальной олимпиады, регионального конкурса  творческих работ «Рабочая слава Магаданской области», Всероссийского  конкурса  детско-юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая Купина»,  областного  фестиваля  художественной самодеятельности «Я люблю тебя, Россия»,  международного  инклюзивного  фестиваля  «Заяви о себе», регионального  конкурса творческих работ «Рождественские фантазии», фестиваля  детского творчества «Варенье», Всероссийского  конкурса  «Безопасная дорога детям» и др..

Создано структурное подразделение «Региональный центр развития движения «Абилимпикс». Основное направление работы центра - создание инновационных условий для получения инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья профессионального образования и обучения.

Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2018 года № 312-р «О проведении ежегодных национальных чемпионатов по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс», в целях профессиональной ориентации, мотивации, социализации и трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в период с 15 по 18 мая 2018 года проведен I региональный чемпионат «Абилимпикс» по девяти профессиональным компетенциям: «Мебельщик», «Портной», «Ремонт обуви», «Модистка головных уборов», «Бисероплетение», «Художественный дизайн», «Столярное дело», «Швейное дело», «Рабочий зеленого хозяйства».

В мероприятии приняло участие более 100 человек, из них 50 человек – обучающиеся и воспитанники образовательных организаций и организаций дополнительного образования детей, 52 эксперта.

Победителями и призерами Чемпионата признаны 27 человек.

 

 
По теме
Итоги заседания экзаменационной комиссии Магаданской области по приему квалификационного экзамена на должность судьи Согласно графику проведения заседаний экзаменационной комиссии 26 февраля состоялось очередное засед
Колымчане смогли узнать больше о горнодобывающей отрасли в Магадане. В муниципальном Центре культуры провели семинар и выставку профессий в рамках дальневосточного форума «Майнекс».
На Колыме прошли уроки налоговой грамотности - УФНС В рамках Дня налоговой грамотности «Налоги России – для всех и каждого» 29 марта сотрудники УФНС России по Магаданской области провели уроки по налоговой культуре и грамотности «юНГа» для 118 учащихся 5-х и 6-х классов ш
УФНС
48 тренировочных спусков с вертолета выполнили магаданские спасатели - МЧС Магаданской области Спасатели поисково-спасательного отряда Главного управления МЧС России по Магаданской области совместно с сотрудниками Хабаровского авиационно-спасательного центра провели учебно-тренировочные спуски из вертолета с испол
МЧС Магаданской области
photo 2024 03 28 15 35 05 - Газета Магаданская правда Максимальный размер составляет 50 тыс. рублей Фото: imghub.ru Правительство России увеличило размеры ежемесячной специальной социальной выплаты для медицинских работников.
Газета Магаданская правда
Активист регионального отделения «Волонтёры Победы» стал победителем всероссийского конкурса «Послы Победы. Москва» 2024 года - Инициатива Колымы Активист регионального отделения «Волонтёры Победы», старший курсант Молодежного патриотического клуба «Наследие» стал победителем Всероссийского конкурса «Послы Победы.
Инициатива Колымы
Встреча с психологом - Детская библиотека Дорогие читатели! 7 апреля в 13:00 состоится встреча с Гринцевич Натальей Сергеевной – клиническим психологом, экспертом в сфере материнства.
Детская библиотека