6 июня – Пушкинский день России

   

ВЕЛИКА РОССИЯ,
А ПУШКИН У НЕЕ – ОДИН
Наталья БЕЛОШИЦКАЯ.
ПАМЯТИ ПУШКИНА
***
Ничего в природе не случилось.
Осень, как и прежде, золотая.
И зимой морозная Россия
Тянется от края и до края.
Ничего в природе не случилось –
В свой черед весну сменяет лето.
Только лишь на Черной стылой речке
Выстрелом ударило поэта.
Вскрикнула, сорвавшись, птичья стая.
Белое вдруг красным окропилось.
И душа безмолвно улетает.
Ничего в природе не случилось.
***
Платок неслышно уронила
Вдова – вчера еще жена.
И чашу подлых пересудов
Испила горькую до дна.
Он был наградой ей иль мукой –
Она одна могла сказать.
Наталья Пушкина-Ланская,
Кого в свидетели призвать?
***
Плачь, Петербург, твое небо свинцово.
Гибнуть от пули в России не ново.
Туго истории свиток закручен –
Нужный убийца делу обучен.
Плачь, Петербург, содрогаясь мостами.
Пушкин убит – его нет больше с нами.
Туго истории свиток закручен.
И без ошибок убийца обучен.
Плачет страна, в скорбный траур одета.
Сына она потеряла. Поэта.
В прошлом году библиотека имени Куваева получила роскошное издание «Евгения Онегина» – такой красоты я еще не встречала. Великолепные иллюстрации, пояснения к тексту, авторские рисунки на полях. Стала предлагать нашим юным читателям. При слове «Пушкин» они скучнели лицами. Но не все безнадежно, и вода камень точит. Открывают, начинают всматриваться в лица на репродукциях, о чем-то перешептываются, порой вздыхают. Понимают ли, какой бесценный фолиант держат в руках? И какой великий у них соотечественник?..
В пору юности златой, а особенно нынешней – торопливой, всеядной, клиповой, нервической и лишенной умения общаться без помощи социальных сетей, а глаза в глаза – так вот, в пору юности златой вряд ли кто в состоянии оценить слова Розанова «Пушкиным одним можно пропитаться всю жизнь». До этих слов, как и до самого Пушкина, надо дорасти. Помним, знаем, сами под любым предлогом избегали читать «Евгения Онегина» – разве что приходилось учить наизусть приснопамятное письмо Татьяны и ответ Онегина влюбленной барышне. Может, в самом деле, надо было прожить какой-то свой отрезок жизни, переболеть любовными страстями, обжечься о людские пересуды, чтобы понять: и Пушкина, и его героев…
В юные годы я была увлечена Лермонтовым – вот уж кто был кумиром и героем моего личного времени. А Пушкин… А вот Пушкин стал до боли близок и понятен, когда лет в тридцать с небольшим прочитала книгу Вересаева «Пушкин в жизни». Господи, что это была за жизнь! У него, у гения, у нашего солнца русской поэзии, о «всемирности и всечеловечности» которого позже скажет Достоевский – какая же горькая, бедная и печальная была жизнь… Нелюбимое дитя своих маменьки и папеньки, некрасивый, смешной, выпендрежник, как сказали бы нынешние подростки, с нелегким характером… А гениальность – ее куда было девать, когда вокруг то сплетни злобные, то хула, то опала?! Милостивый Боже, как же тяжело Пушкин расплачивался за Твой дар!
Наверное, и даже наверняка, без понимания характера и образа жизни самого Александра Сергеевича и его эпохи невозможно полюбить его бесценные стихи, поэмы, прозу.
Реалии сегодняшнего дня, увы, ставят под сомнение уверенность Пушкина «и долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал». Но нет, нельзя быть совсем уж пессимистом. Пушкин переживет все: и смутные времена, и равнодушие общества, и рев толпы, и попытки искорежить великий и могучий русский язык. В конце концов, невозможно сосчитать, сколько пушкинских слов ушло в народ!
И еще. В прошлом году осень провела в Пятигорске. Конечно, место это намоленное, прежде всего, именем Лермонтова. Но то и дело попадались на старых очаровательных домиках памятные доски: «В этом доме в таком-то году останавливался Александр Сергеевич Пушкин». И буквально коленки подгибались от волнения. Как все близко, какие короткие временные расстояния лежат между нами!
В трудные минуты жизни, когда спина порой «дымится» от злобных перешептываний, как молитву повторяю: «Хулу и клевету приемли равнодушно и не оспаривай глупца». Спасибо, Александр Сергеевич, опять помог!
А чтобы понять и объять Россию умом и сердцем, надо, просто необходимо читать Пушкина. Глубина его гения столь огромна, что хватит на всех.
Наталья БЕЛОШИЦКАЯ,
зав. отделом обслуживания ЦГБ им. О. Куваева.
ПУШКИН О ЛИБЕРАЛИЗМЕ
***
(русскому либералу)
Ты просвещением свой разум
осветил,
Ты правды чистый лик увидел,
И нежно чуждые народы возлюбил,
И мудро свой возненавидел...
Ты руки потирал от наших неудач,
С лукавым смехом слушал вести,
Когда полки бежали вскачь,
И гибло знамя нашей чести.
***
Немало страниц своих статей Пушкин посвятил развенчанию зарождающейся при нём идеологии либерализма. Когда вокруг всё дворянство обратило свои взоры на Запад, не видя в народном мировосприятии основ для своей культуры, только великий Пушкин видел эту опасность до такой степени, что готов был даже пожертвовать своим творчеством ради снятия с глаз пелены обольщения французским свободомыслием.
Лозунг Французской революции — свобода, равенство, братство. Но гениальный Пушкин пророчески видел всю гибельность французских идей свободы без Христа. Начало его повести «Арап Петра Великого» — список с нашего демократического времени: «Ничто не могло сравниться с вольным легкомыслием, безумством и роскошью французов того времени… Алчность к деньгам соединилась с жадностью наслаждений и рассеянности; имения исчезали; нравственность гибла; французы смеялись и рассчитывали, и государство распадалось под игривые припевы сатирических водевилей…
Потребность веселиться сблизила все состояния… Всё, что подавало пищу любопытству или обещало удовольствие, было принято с одинаковой благосклонностью. Литература, ученость и философия… являлись угождать моде, управляя ее мнениями».
Поэт видел саму основу либеральной философии, которая «была направлена противу господствующей религии, вечного источника поэзии у всех народов, а любимым орудием ее была ирония холодная и осторожная и насмешка бешеная и площадная» (7;312). Он прекрасно осознавал, что эти либеральные ценности проникли и в Россию. Разбирая статью Фонвизина «Разговор у княгини Халдиной», он обращает внимание на «любопытное изображение нравов и мнений, господствующих у нас» в ХVIII в. по причине «подражания нравам парижским»:

«Княгиня бранит служанку, зачем не пустила она гостя в уборную. «Разве ты не знаешь, что я при мужчинах люблю одеваться?» – «Да ведь стыдно», – отвечает служанка» (7;106). Вот все, что принесло на бытовом уровне французское свободомыслие. Сегодня мы значительно продвинулись вперед в этой свободе: княгиня раздевалась в комнате, в наши дни – в телестудиях.
Пушкин дальше продолжает картину новых нравов. Сорванцов «записался в службу, чтобы ездить цугом (на современном языке – на «Мерседесе» – Н.Л.). Он проводит ночи за картами (читай – за компьютером – Н.Л.)… Он чувствует нелепость деловой бумаги и соглашается с мнением прочих (сегодня – это сплошь – Н.Л.)… Он продает крестьян в рекруты, и умно рассуждает о просвещении» (7;107). Пушкин не просто критикует, но показывает причину обольщения либеральной свободой: она дает удовольствия, освобождая от того, чем жила Русь веками – жертвенного служения Богу и отечеству. Без этого все стремятся «на службу, чтобы ездить цугом»…
ПЯТАЯ ВЛАСТЬ. ЧИНОВНИКИ.
«Лет 15 тому назад, – пишет он в статье «О народном воспитании», – воспитание ни в чем не отклонялось от первоначальных начертаний. 10 лет спустя мы увидели либеральные идеи необходимой вывеской хорошего воспитания; литературу, превратившуюся в рукописные пасквили на правительство, и возмутительные песни; наконец, и тайные общества, заговоры, замыслы более или менее кровавые и безумные» (7;42). Необходимый спутник демократического общества – бюрократия. Пушкин, хорошо понимая опасность декабризма, призывал дворян «служить отечеству верою и правдою, имея целию искренно и усердно соединиться с правительством в великом подвиге улучшения государственных постановлений, а не препятствовать ему, безумно упорствуя в тайном недоброжелательстве» (7;48). Но чиновники делали все, чтобы Царь не смог вернуть былой принцип жертвенного служения Богу, Царю и отечеству, чтобы была возможность им в мутной воде ловить свою богатую рыбу. В николаевскую эпоху даже славянофилы – идеальные консерваторы – были у них на политическом подозрении. «Киреевский, добрый и скромный Киреевский, представлен правительству сорванцом и якобинцем!» (10;406) – восклицает удивленный властью чиновников Пушкин. Консерватизм был понятен чиновникам как прислужничество и не понятен как свободное выражение души. Все славянофилы – ненавистники либерализма и бюрократии: Царь был для них отцом, а не формальной властью. У Пушкина встречаем свидетельство подобного неформального, отеческого отношения к подчиненным: «Государь долго не производил Болдырева в генералы за картежную игру» (8;111).
Отныне у империи появился страшный враг. Пушкин сказал пока о нем лишь вскользь. Его роль в событиях 1917 года, особенно предшествовавших революции, еще не до конца осознанна. Николай II оказался безоружным против самых страшных врагов – врагов в своих кабинетах… Империя рухнула.
ИСТОРИЯ УЧИТ
История дана нам для того чтобы понимать лучше настоящее. Параллелей там всегда хватает. В 1811 году граф Жозеф де Местр, французский философ и политик, около 15-ти лет проживший в России, писал своему другу графу Н.П. Румянцеву то, о чем вспоминается теперь при изучении Перестройки: «В совершенно беззащитную Россию явилась вдруг развратная литература XVIII столетия, и первыми уроками французского языка для сей нации были богохульства… Свобода в подобной ситуации действует, как крепкое вино, ударяющее в голову человека, к нему непривычного. По мере освобождения люди окажутся между подозрительными учителями и духовенством, лишенным силы и уважения. Они, несомненно, сразу перейдут от суеверия к атеизму и от нерассуждающего повиновения к необузданной самодеятельности». Нет, перестану-ка я читать газеты, а возьмусь за томик Пушкина – он гораздо современнее наших публицистов, честное слово!
ПОКАЯНИЕ – ПЕРЕМЕНА УМА
Пушкин хорошо знал цену свободомыслию по той причине, что сам прошёл через это увлечение. Но быстро разобрался и стал твёрдым монархистом и традиционалистом.
Граф Струтынский пишет, как Пушкин передал ему разговор с Царем в Чудовом монастыре 18 сентября 1826 года: «Молодость – это горячка, безумие, – говорил Пушкин Царю. – Она ведет к великой глупости, а то и к большой вине. Вы знаете, что я считался революционером, конспиратором, врагом самодержавия. Таков я и был в действительности. Свобода, ничего не признающая ни на земле, ни на Небе; гордыня, не считавшаяся с традициями и обычаями; отрицание всякой веры в загробную жизнь души, всяких религиозных обрядов – всё это наполнило мою голову соблазнительным хаосом… Мне казалось, что подчинение закону есть унижение, всякая власть – насилие, Царь – угнетатель и что похвально покушаться на него словом и делом. Я не помнил себя от радости, когда мне запретили въезд в столицы и окружили надзором. Я воображал, что стал великим и до чёртиков напугал правительство. Но всему своя пора. Всё ребяческое слетело. И когда я осмотрелся кругом – я понял, что казавшееся доныне правдой было ложью, что любил – заблуждением, а цели – грозили падением, позором! Я понял, что свобода, не ограниченная Божеским законом, о которой краснобайствуют молокососы или сумасшедшие, гибельна для личности и общества…»
Пушкин стал открыто порицать французских писателей за вольнодумство. Даже Руссо он считал писателем «безнравственным», ибо идеализировать запрещенные страсти безнравственно. Особенно негодует он на Вольтера, соблазнившего его написать поэму, о «которой он не может вспомнить без краски стыда». Никогда больше не защищал он кумира молодости – Байрона: «Байрон бросил односторонний взгляд на мир и природу человечества, потом отвратился от них и погрузился в самого себя» (7;52).
Пестель для него – слепой фанатик. «Думы» Рылеева называл дрянью и шутливо говорил, что их название от немецкого «думм» – дурак (10;149). «Русского нет в них ничего, кроме имен», – пишет он. Говоря о неблагодарности в письме жене, Пушкин вскользь замечает: «Это хуже либерализма» (10;506). Сегодня бы юмор Пушкина не оценили…
ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ!
В «Борисе Годунове» боярин Пушкин откровенно объясняет источник силы Самозванца:
«Но знаешь ли, чем сильны мы, Басманов?… А мнением, да! мнением народным».
Пушкин на этот вызов демократии ответит предельно просто и ясно: как поэт, так и правитель должен «исполниться волею Моей» (Господней), а не демократическим общественным законом. Мнение народное – лишь прикрытие. У Пушкина читаем даже такое смелое высказывание: «Петр I…презирал человечество, может быть, более, чем Наполеон» (8;126). Принимая экономические достижения Петра, поэт тем не менее не забывал о главенстве ответа перед Небом: а с этих позиций цена прогресса несопоставима с делом спасения души своих сограждан.
В стихотворении «Клеветникам России» (1831) поэт противопоставляет православной монархической России всё более дехристианизирующуюся и языческую по своему духу наполеоновскую Европу:
Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага
И ненавидите вы нас.
За что ж? – ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли,
Того, пред кем дрожали вы?
ПРИВАТИЗАЦИЯ
Как известно, при Екатерине II из 954 монастырей было закрыто 754, а огромная часть монастырских угодий роздана в дар фаворитам. До сих учебники по истории любят подчеркнуть огромные богатства Церкви и разумное решение государства эти земли и богатства национализировать, не утруждая себя попыткой узнать, а куда ушли эти богатства. Если бы народу! Увы, и в той далекой «приватизации» большинство было разбазарено фаворитами, «расхищенное любовниками» (8;). Пушкин, замечает о Екатерине кратко, но емко: она «угождала духу времени» (8;130).
«Поймите же то, что Россия никогда ничего не имела общего с остальною Европою; что история её требует другой мысли, другой формулы…» (7;144), – кричит нам Пушкин из толщи времен. Но голос его не слышен… Законничество Запада – следствие его уклонения от истинного христианства. Нам их путь не подходит. «Прочтите жалобы английских фабричных рабочих: волоса встанут дыбом от ужаса. Сколько отвратительных истязаний, непонятных мучений!… И заметьте, все это есть не злоупотребления, но происходит в строгих пределах закона…У нас нет ничего подобного» (7;290).
И вновь тонкое замечание: на Западе беззаконие осуществляется в «пределах закона», как сейчас эвтаназия, однополые браки, легкие наркотики и т.п. Мы же, решая задачу, например, гей-парадов, исходим не из международных законов, а из понимания греховности. И так во всем.
ЦЕНЗУРА
Больше всех Пушкин обрушился на первое из либеральных прав, начинающее пробивать себе дорогу ещё во времена Пушкина, – свободу печати. Он повсеместно защищает цензуру.
«Цензура есть установление благодетельное, а не притеснительное; она есть верный страж благоденствия частного и государственного» (7;409) – сказано, как для учебника.
«Никакая власть не может устоять противу всеразрушительного действия типографического снаряда. Уважайте класс писателей, но не допускайте же его овладеть вами совершенно!…Разве речь и рукопись не подлежат закону? Всякое правительство вправе не позволять проповедовать на площадях, что кому в голову придет… Закон не только наказывает, но и предупреждает. Это его благодетельная сторона» (7;300-301). Логика железная: государство должно следить за соблюдением норм, в том числе и нравственных.
Пушкин четко разделял, что должно защищаться цензурой: «противное вере, правительству, нравственности и чести личной» (7;409). Как видим, на первом месте – вера, далее – государство и личность.
МОРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Демократия – это власть законов. Но не моральных и нравственных! «Начал я писать с 13-летнего возраста, – жалуется Пушкин. – Многое желал бы я уничтожить. Иное тяготеет, как упрек, на совести моей. По крайне мере не должен я отвечать за перепечатание грехов моего отрочества… Г-н An. не имел никакого права располагать моими стихами и отсылать стихи, преданные мною забвении. Или написанные не для печати, или которые простительно мне было написать на 19 году, но непростительно признать публично в возрасте степенном» (7;189). Действительно, где грань дозволенного? Без согласия автора печатают его ранние, греховные стихи! Останавливать должно чувства ответственности, долга, веление совести, страх Божий. При либеральном подходе все это выбрасывается на свалку. И вот уже наперебой все издатели стремятся найти у классиков все, что будет иметь шумный, скандальный успех у главного законодателя либералов – толпы. Самих авторов никто не спрашивает, их права (о которых так любят лицемерно рассуждать либералы!) грубо попираются. Либералы рассуждают: для этого есть суд, законы, пусть решают через судебные тяжбы. Но Пушкин за нарушение его авторских прав подать на них в суд не может. А Суд Божий они не признают. Отсюда результат: печатают ВСЁ без стеснения и зазору совести! Демократия!
«Мы все еще думаем: как может это быть глупо или несправедливо? Ведь это напечатано!» (7;190), – возмущается Пушкин деспотизму общественного мнения.
Почему либеральная пресса была так озлоблена на цензуру к 1900-му году? Цензура не давала развернуться пошлости, критиканству, популизму в СМИ, а значит, серьезно мешала их доходности, их власти над толпой. Деньги и власть черни – два божка либерализма вступили в противоречие с принципом цензуры. После Манифеста 1905 г. цензуру упразднили… Теперь каждый недоучившийся студент считал своим долгом обсмеять Россию, Церковь, Отечество, Государя и «немецкую шпионку» Царицу. Либеральный печатный станок бил без промаха. Революцию было уже не остановить…
США
И даже хваленые Соединенные Штаты наш Пушкин не обошёл стороной и успел несколько строк посвятить новому демократическому государству. «С изумлением увидели демократию в её отвратительном цинизме, – пишет Александр Сергеевич, – в её жестоких предрассудках, в ее нестерпимом тиранстве. Все благородное, бескорыстное, все возвышающее душу человеческую – подавленное неумолимым эгоизмом и страстию к довольству; большинство, нагло притесняющее общество; рабство негров посреди образованности и свободы; со стороны избирателей алчность и зависть; со стороны управляющих робость и подобострастие; талант, из уважения к равенству, принужденный к добровольному остракизму; богач, надевающий оборванный кафтан, дабы на улице не оскорбить надменной нищеты, им втайне презираемой: такова картина Американских Штатов» (7;435).
ЕГЭ И ШКОЛА
И даже такой плод демократии, как ЕГЭ, Пушкин предощущал в наступающей идеологии либерализма. «Указ об экзаменах, мера слишком демократическая и ошибочная, – пишет он, – ибо она нанесла последний удар просвещению… А так как в России всё продажно, то и экзамен сделался новой отраслию промышленности для профессоров. Он походит на плохую таможенную заставу, в которой старые инвалиды пропускают за деньги тех, которые не умели проехать стороною» (7;45). Вот такое мнение классика, господа!
Пушкин много внимания уделял вопросам образования и школы. Как всегда, поражает современность его взглядов. «К чему латинский или греческий? – спрашивает он у школы, не желающей изучать основы своей веры. – Позволительна ли роскошь там, где чувствителен недостаток необходимого?» (7;47). Да, поэт не видел наших школьных программ, забитых «роскошью» экономики, права, ОБЖ, выжимающих на обочину «необходимое» – знания о России посреди России. «Россия слишком мало известна русским… Изучение России должно будет преимущественно занять умы молодых, готовящихся служить отечеству верою и правдою…» (7;48), – взывает Пушкин к нашим составителям программ. Но, увы, либералам это – смерть…
РАЗВРАТ – ОРУДИЕ ЛИБЕРАЛИЗМА
«Безнравственное сочинение есть то, коего целию или действием бывает потрясение правил, на коих основано счастие общественное или человеческое достоинство. Стихо­творения, коих цель горячить во­ображение любострастными описаниями, унижают поэзию, превращая ее… в отвратительную…» (7;188). Приложите это определение к сегодняшним ТВ, книгам, – все безнравственно! В другом месте поэт говорит прямо: «Безнравственные книги суть те, которые… проповедуют разврат» (7;639). Не принимать меры с нашей стороны – преступно. Логика Пушкина такова: «Увидя разбойника, заносящего нож на свою жертву, ужели вы будете спокойно ждать совершения убийства, чтоб вправе судить преступника!» Сегодня этот нож занесен в каждом доме, и все спокойно ждут, беспомощно наблюдая, как справа и слева в этой невидимой войне падают убитые молодые со­отечественники…
«И честные и добрые писатели были тому причиною!» (7;204-205), – делает вывод Пушкин.
Вот и сегодня наши убийцы – во фраках, «честные и добрые», а не ужасные монголы на конях. Их оружие – перо и экран. Их опора – чернь. Они побеждают. Удивляет «молчание ягнят». Но мы не отчаиваемся: с нами Бог. И склоняющий перед Творцом свою кудрявую голову русский поэт Пушкин.
Н. ЛОБАСТОВ,
(по материалам книги «Путь Домой. Взгляд православного учителя на школьную программу по литературе ХIХ века»).
Цитаты по Пушкину А.С. ПСС в 10 т. – М., Наука, 1964 (том и страница).

 
По теме
Специалисты Магаданского ОСФР рассказали страхователям об изменениях в порядке заполнения отчетности с 2024 года С этого года родители и опекуны детей с инвалидностью при трудоустройстве на неполный рабочий день не те
Встреча зампредседателя СФ с Палатой молодых законодателей - MagadanMedia.Ru Темой беседы стала текущая обстановка в мире и возможности парламентской дипломатии Николай Истин принял участие во встрече заместителя Председателя Совета Федерации с Палатой молодых законодателей Фото:
MagadanMedia.Ru
Строительство роддома в Магадане идет строго по графику - Газета Магаданская правда Сдать объект планируют в конце 2024 года Фото: пресс-служба Правительства Магаданской области Стройплощадку областного родильного дома посетил министр строительства и ЖКХ России Ирек Файзуллин ,
Газета Магаданская правда
Фиджитал достоин поддержки, считают в ЛДПР - ЛДПР Новая киберспортивная арена официально открыта в Магадане Новая киберарена позволит укрепить позиции магаданцев и Магаданской области в сфере профессионального киберспорта и одновременно откроет новые возможности для
ЛДПР
photo 2024 03 28 15 35 05 - Газета Магаданская правда Максимальный размер составляет 50 тыс. рублей Фото: imghub.ru Правительство России увеличило размеры ежемесячной специальной социальной выплаты для медицинских работников.
Газета Магаданская правда
Семья под защитой закона - Детская библиотека В рамках региональной программы Сила Магадана в Лицее 14 им. А. К. Болдырева прошла беседа «Семья под защитой закона».
Детская библиотека
НА ПРОЛЕТАРСКОЙ, 20 А - Краеведческий музей     Друзья, хорошая новость! Приглашаем вас 30 и 31 марта с 11 до 19 часов БЕСПЛАТНО посетить новое выставочное пространство по адресу ул.
Краеведческий музей