Ее торбаса и камусные штаны «разлетаются» по всему миру от Канады до Италии и получают награды на крупных конкурсах. Как с нуля от обработки шкуры до бисерной вышивки удается создавать настоящие произведения искусства Севера, «МП» рассказала представительница эвенского народа Лилия ЩЕРБАКОВА. - Женщина находится в образе, когда шьет. Она тонко чувствует и думает: «Вот сделаю мужу на шапке такой-то орнамент да цветовую гамму поярче, чтобы издалека было видно, что это моя рука делала», - делится Лилия Семеновна. В это время мой взгляд неумолимо тянется к ее расшитой яркими бисерными узорами кухлянке (глухой удлиненной куртке из шкуры оленя мехом вовнутрь).
Так хочет душа
Для Лилии Щербаковой, как и для многих северных мастериц, изготовление национальной одежды - это не только работа руками, но и нечто больше. «Моя душа к этому лежит, она так хочет» - вот такими категориями мыслят северные рукодельницы, выбирая характер декоративных элементов или фасон будущего изделия. В этом занятии и связь с прошлыми поколениями, и размышления о вечном. Даже в традиционной цветовой гамме - синий, белый, черный и немного красного - есть свой символизм. Именно таким видели мир народы Севера многие десятилетия назад: бескрайние просторы голубого неба, черные стволы деревьев, скинувших листву, и капли красной оленьей крови на белом снегу.
Рукодельница отмечает, что навыки и любовь к прикладному творчеству передались ей с молоком матери. Не одно поколение ее семьи занималось этим традиционным для северных женщин ремеслом. Сама она всерьез начала шить национальную одежду уже после замужества и вот уже более 20 лет совершенствуется из года в год.
Для Лилии Семеновны и членов ее семьи национальная одежда не только костюм для праздников, но и часть обычной повседневной жизни. Внуки мастерицы выходят на улицы Магадана в уютных бабушкиных малахаях и торбасах, не беспокоясь о суровых морозах и ледяном ветре.
Особый восторг национальная одежда северных народов вызывает у иностранцев.
- Во время путешествия в Италию я зашла в один из местных ресторанчиков выпить кофе. Надета на мне была корякская праздничная кухлянка. Напротив сидел местный мужчина. Он повернулся ко мне да как давай нахваливать костюм и расспрашивать о том, как именно все это делается и где можно приобрести подобное, - с улыбкой вспоминает мастерица.
Шкуру смягчает... олений навоз
Отдельное слово стоит сказать о том, сколь много труда вкладывается в каждое изделие. Начинается все с поиска материалов. Сегодня найти правильную хорошую шкуру - задача не из простых, ведь требований к ней масса. Например, животное должно быть забито именно во время осеннего гона.
После того как шкура добыта, ее высушивают и отправляют мастерице. Затем материал нужно отскоблить, основательно растянуть и поломать, чтобы он стал мягче. Для этого даже применяется олений навоз, собранный в летний период. Без этого шкура дикого зверя останется грубой и неприятной. Когда материал приобретает необходимую структуру, его окрашивают. Нередко для этого применяется раствор с частичками коры ольхи, в котором шкуру замачивают.
И вот тут-то и начинается настоящий разгул мысли. Как и ее предки, Лилия Семеновна не использует лекал или готовых чертежей. Все делается по наитию.
- Во время работы я позволяю себе фантазировать. Конечно, опираюсь на первоначальный замысел старинных изделий, но и свою изюминку привношу. Ведь у каждой мастерицы свой стиль, - добавляет она.
В своем творчестве мастерица уделяет внимание традициям и эвенов, и коряков, отдавая дань и своему народу, и народу супруга.
- При работе с орнаментом я в основном обращаюсь к природным мотивам: солнцу, снегу, зелени, звездам, но также нередко использую и геометрические узоры, - говорит Лилия Семеновна.
Время отдавать
Накопив немалый опыт создания национальной одежды коренных народов Севера, рукодельница готова поделиться знаниями с молодым поколением. Тем более что тенденция утраты традиционных навыков и связи со своим культурным наследием имеет место быть среди молодежи.
- Я хочу поработать с девушками и молодыми людьми в области этнодизайна. Надеюсь, эту идею удастся осуществить на базе Центра народов Севера в СВГУ, - поделилась Лилия Семеновна с «МП» своими планами/
Автор: Екатерина Позднякова
Источник: газета «Магаданская правда», выпуск №89 (21049) от 17 ноября 2017 г.