Косторезное искусство народов мира

Открывающийся сегодня в Магадане Первый международный фестиваль косторезов станет грандиозным культурным событием России и мира. Приняв лишь год назад эстафету от Якутии, где провели пять форумов резчиков и граверов, колымчане подняли статус фестиваля на недосягаемый прежде уровень, провозгласив его международным. У нас собрались сто самых-самых талантливых умельцев древнего промысла, который в XXI столетии получил ярко выраженное авторское начало и показывает небывалые возможности. В залах и витринах ТЦ «Астра» в Магадане выставлена тысяча шедевров мастеров. Приходите сегодня, 27 октября, в 17.00 на открытие фестиваля, а также в предстоящие выходные и на протяжении следующей недели. Познакомьтесь с художниками-скульпторами, сами оцените шедевры, представленные нам, магаданцам, во всем изумительном блеске мастерства авторов из Финляндии и Казахстана, Китая и Белоруссии, Украины и Якутии, Холмогор и Ямала, Чукотки и Сибири, Камчатки и золотой Колымы. Как оживить древний бивень? Классические каноны Георгия Родионова Художники и зрители Первого международного фестиваля косторезного искусства наверняка обратят внимание на творения заслуженного художника России и Якутии Георгия Родионова. Его судьба во многом необычна. Еще пионером он представил на конкурс множество миниатюр, чем удивил профессионалов. – Я набивал руку на пластилине, мягком дереве. Потом перешел на более твердые дуб, лиственницу, березу и резал портреты. Был период, когда выполнял изделия из серебра и золота, ведь художнику все должно быть подвластно! – говорит Георгий Родионов. Излюбленный материал – кость мамонта. – Освоить этот материал сложно, – убежден мастер, – уйдет 5 – 10 лет на подготовку, ведь из сырого ничего не сделать. Приступая к композиции, беру мощный станок для придания формы, затем специальные инструменты и оживляю древний бивень. Тонкую работу делаю только вручную. Главное качество хорошего мастера – усердие, ведь когда долго трудишься, осваиваешься в своем ремесле. Мастер Родионов охотно говорит и о творческих секретах, и о спортивных достижениях. Оказывается, бег и ходьба норма его жизни. Он на ногах с пяти утра. Первым делом – пробежка в парке на 14 км, затем на работу – к студентам университета. После чтение литературы и работа в мастерской до 11 вечера. На вопрос, как справляется с плотным графиком, Георгий Николаевич улыбнулся и сказал: – Если спать по 10 часов, мне не хватит времени. А плотный график бодрит. Еще в 14 лет герой рассказа стал чемпионом спартакиады среди взрослых по пяти дисциплинам. По четырем завоевал звание «мастер спорта», он чемпион Якутии и России по легкой атлетике. Год назад бежал в Московском марафоне, на дистанции 10 км стал третьим!   Георгий Николаевич за 40 лет преподавательской работы подготовил целое поколение мастеров, которые участвуют в крупных российских конкурсах, занимают призовые места. Учениками своими педагог гордится, а они им, ведь художник творит, преподает, поддерживает себя в форме. – Если обращать внимание на возраст, годы, то надо отложить инструменты в сторону, перестать рисовать и мечтать. И ты уже не художник. Ноги должны быть быстрыми, как руки и глаза. И творить нужно только по классическим канонам, – убежден заслуженный художник России и Якутии Георгий Родионов. ИНТЕРЕСНЫЙ ГОСТЬ Одним из участников международного фестиваля косторезов станет Илкка Олави Лехтинен. «Мой артистический псевдоним Ильяс Вест – «Илья Западный». Русское имя Илья», – говорит о себе финский художник и скульптор. Он родился в 1949 году в Куусанкоски. В культурных кругах более известен как Ilja West. С 1970 года во многих странах состоялись десятки выставок его работ. «Мышление иррационально, фантазия его неистощима» – вот отзывы о творениях мастера от искусствоведов и гостей экспозиций. Репродукции пяти работ Лехтинена опубликованы в № 4 за 1991 год журнала «Фантакрим MEGA» – в рубрике «Ф-Арт». Колымский почерк. Что мастера думают о древнем виде художественного промысла? Магаданская областная общественная организация умельцев художественной резьбы по кости была учреждена по инициативе колымских резчиков Виктора Вихлянцева и Николая Похилюка четверть века назад. Тогда она объединила 17 авторов. С годами вырос их уровень, активизировалась выставочная деятельность, пришли молодые. Годы становления отлично помнит Виктор Вихлянцев. По его словам, тогда хорошо помогали финансами, выделяли помещения под мастерские, оборудование. Делали это представители администрации области и мэрии г. Магадана. И уже совсем скоро резчики и граверы стали участниками десятков фестивалей регионального, всероссийского и международного уровней. Со временем косторезное искусство стало региональным брендом, как золотодобыча, рыбный промысел. – А теперь творчество косторезов Колымы профессионалы международного уровня признали как лучшее, – говорит художник. Спрашиваю Виктора Максимовича, в чем истоки успеха? Он отвечает: – Школа косторезной миниатюры Колымы возникла в соприкосновении с творчеством художников знаменитого на весь мир Уэлена. Становление наших авторов началось в 60-е годы, а когда открылась сувенирная фабрика, художники Юрий Гусев, Евгений Крамаренко, Анатолий Макаров, Валерий Сабкалов, Анатолий Семенов, Андрей Дикарев создавали композиции, опираясь на каноны национального искусства коренных жителей. Тогда сотни образцов внедрили в производство. Так начала формироваться косторезная школа Магадана. Постепенно выработался колымский почерк, он стал заметным явлением среди профессионалов. На наших мастеров обратили внимание коллеги в России и за ее пределами. В 90-е годы, когда сувенирная фабрика закрылась, художники начали работать индивидуально, к тому времени многие уже крепко стояли на ногах. Мой собеседник знает культуру и быт народов Севера, 11 лет обучал азам и тонкостям промысла аборигенов Аляски. Те едва не утратили традиции, технологии и навыки косторезного дела. Если бы не подвижническая деятельность Вихлянцева, вряд ли бы промысел сохранился у коренных жителей по ту сторону Берингова пролива. Его просвещение принесло результаты. Его ученики творят и развивают искусство предков. И не только на Аляске, но и на Чукотке, в Эгвекиноте, Лаврентия, Анадыре, где обучал народных мастеров-самоучек. Проводил мастер-классы, семинары. Этим помог сохранить промысел в местах, где он зародился. Подвижническая деятельность превосходного художника оценена правительством России, Виктор Максимович за личный вклад в сохранение традиций и развитие искусства отмечен медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Недавно его как талантливого педагога пригласили преподавать в областной колледж искусств, он будет учить древнему промыслу косторезов. Мастер давно уже считает себя колымчанином. Здесь живет с 1969 года. Работал в Магадане, Анадыре, Гарманде, Эвенске, Сеймчане. Прошел путь от зоотехника докостореза. Его талант художника декоративно-прикладного искусства раскрылся в начале 90-х годов прошлого столетия. Тогда на выставках публика обратила внимание и подолгу любовалась восхитительными работами Вихлянцева. Чего стоит «Хариус», опирающийся на изгиб аметистовой волны, выскочивший на краткое мгновение из воды! Мой собеседник не раз объяснял удивленным зрителям, как рождался и воплощался замысел этой и других композиций. Поражают динамикой и одухотворенностью его «Лососи», «Мамонт», «Охотник». Всех тем и сюжетов не перечислить! Точно так же «Нерест», «Киты-горбачи», «Хариус», «Камбалы» Андрея Дикарева. Этот мастер тонко чувствует природу. Он признается, что на его становление огромное влияние оказали Вера Троицкая, у которой он занимался в студии детской художественной школы, и легендарный профессиональный искусствовед основатель областной организации художников Лариса Тимашева. Талантливый ученик оправдал надежды учителей: его вклад в развитие искусства отмечен множеством премий, дипломов, медалей различных рангов. Глядя на произведения Андрея Дикарева, кажется, что он вдохнул в клык моржа, зуб кашалота, рог лося жизнь, поэтому творения парят в воздухе и стремительно несутся на волнах Охотского моря. Алексей Вербицкий за станком проводит по двенадцать часов в сутки. Каждая работа, говорит он, требует фантазии и трудолюбия. Придумать сюжет – это полдела, дальше – самое сложное. Искусство костореза нуждается в постоянном обмене опытом и общении с коллегами из других регионов, что и произойдет на международном фестивале. Художник много ездил на выставки и фестивали коллег, от них слышал только добрые отзывы о магаданских мастерах, говорит, наши славятся тонкой техникой и разнообразием сюжетов. – Открывающийся сегодня форум даст возможность провести обмен опытом, – говорит Алексей Вербицкий. – В будущем географию фестиваля расширим. Хочу обменяться опытом, к примеру, с эскимосскими косторезами Аляски, Канады, скандинавами. Я знаком со многими мастерами Якутии, Тобольска, Холмогор, Уэлена. Это люди прекрасной души. Некоторые, например якутяне, учились у наших авторов. Расцениваю факт проведения фестиваля на Колыме как свидетельство того, что Магадан – центр косторезного промысла России и мира! Летопись на молочном глянце. Чем и на чем режет гижигинец Юрий Ханькан? Кто хоть раз видел, как на гладкую молочную поверхность рога наносятся первые робкие линии и завитки будущего фольклорного сюжета, вряд ли когда-то забудет это завораживающее зрелище. Сначала будущее «полотно» готовят не менее тщательно, чем художник свой холст: полируют, чтобы оценить текстуру, изучают поверхность, а после, взяв в руку резцы, воплощают сюжеты, которые давно просятся из воображения в реальный мир. Всю жизнь Юрий Ханькан из с. Гижига Северо-Эвенского округа, шесть работ которого представлены на Первом международном фестивале косторезов, провел на охоте, ставшей и работой, и увлечением. Раньше, во времена существования госпромхозов, в СССР, охота была такой же отраслью, как медицина, геология, строительство, и в ней были заняты профессионалы. Наряду с этим занятием Юрий 18 лет с 1979 года работал оленеводом. Женился в Гижиге на прекрасной женщине Марии в 1987 году, вскоре родился сын Андрей. Резьбой по кости Ханькан занимается с 1995 года, до этого вырезал узоры на дереве, но от этого отошел, ведь не смог сделать так, чтобы изделия из столь недолговечного материала оставались годы, десятилетия в хорошем состоянии. Поэтому переключился на рог лося и снежного барана. Именно первое прикосновение к исходному материалу определяет сюжет: чуть тронь рог, ощути пальцами его шершавость – и вот перед мысленным взором возникают сюжеты из прошлого: храбрые кочевники забивают на прокорм дикого оленя или медведя, а вот они же спасают добычу от стаи волков или кочуют со стадом… Мало кто узнал бы его творчество, если бы не выставка на слете оленеводов в Северо-Эвенском округе – простота и лаконичность, точность и ясность композиции впервые привлекли внимание людей. Юрий рассказывает рисунками историю рода Ханькан – четырех братьев-пастухов из омолонской тундры. Они так и не выучились говорить на русском, что позволило будущему косторезу прекрасно овладеть эвенским. Братья работали в третьей бригаде совхоза «Расцвет Севера», а ранее, еще до коллективизации 1952 года, имели собственное стадо из 10 тысяч оленей. Его сюжеты – это все о них, предках, их легенды, подвиги, житие, радости и печали, стылые зимы, голодные и сытые дни – летопись на молочном глянце. Большая часть работ – из рога лося, его удается найти чаще на местах так называемых свадеб сохатых. Что не находит сам, приносят друзья-охотники. Самые лучшие экземпляры дает лось средних лет, а молодой или старый уже не располагает таким качественным «материалом». Весной и осенью Ханькан может неделями жить в тайге. И только лютый мороз или начало весеннего паводка загоняет домой. Юрий знает много троп. В особые дни ищет «свадьбы». Десятки километров проходит, изучает следы, выслеживает зверя в засаде. Рога лося – богатый трофей. Одна из главных примет «свадьбы» в тайге – поломанные кустарники и деревья, характерные следы на коре от рогов лося, на которых он «репетировал» бой с соперником. На этом месте обычно много ям, которые сохатый выбивает копытами. Часто лоси для гона выбирают одни и те же места: поймы рек, окраины моховых болот, заросли ивняков. У костореза уже сформировались угодья, где каждый год после боя он собирает свой эксклюзивный урожай. Добычей Юрия становятся и рога снежных баранов. В ущельях, где сходят лавины, он ищет погибших животных. Каждая экспедиция – это приключение. Юрий Ханькан работает по старинке – резцами. Купил и бормашину, но в руке она лежит совсем не так, другие ощущения. В качестве красок использует морилку разных цветов. Это его стиль, который мастер не прочь передать потомкам, к тому же в окружном центре его нет-нет да и спросят о том, берет ли учеников. И заказы нередко поступают. Так и живет своим хобби, которое иногда приносит заработок. И из родной Гижиги никуда не собирается, не интересуют его ни Магадан, ни Москва. Про таких как Юрий говорят: где родился, там и пригодился. Помножив удачу на талант Для морских охотников чукотского побережья понятиями, символизирующими их жизнь, стали два слова – удача и талант. Первая – спутница на промысле в открытом море и на льдистом припае. Талант – спутник кропотливого досуга после охоты на моржа. Он движет суровые обветренные руки, сжимавшие гарпун или весло, на создание вдохновенной и тонкой красоты. В далеком 1931 году, помножив удачу на талант, несколько уэленских охотников объединились для совместного творчества, создав косторезную художественную мастерскую. С момента своего рождения она стала центром, вокруг которого объединялись охотники-косторезы Уэлена, а также Дежнево, Наукана, Инчоуна. Резчики и граверы сумели сохранить традиции исконного творчества и более 85 лет дарят сказочно изящные чудеса миру. Уэлен есть на всех картах мира и даже на школьных глобусах. Своей формой он напоминает клык – такой же длинный и вытянутый. В этом селе 12 заслуженных художников России. В далеком 1956 году они впервые представили свое творчество в Магадане на областной выставке достижений трудящихся. Ветеран творческой организации живописец Петр Попов вспоминал, когда на открытие выставки чукотская делегация приехала на упряжках, то произвела фурор. Такие же эмоции испытали и зрители, увидевшие творения Вуквутагина, Хухутана, Гемауге, Туккая, Сейгутегина. Вскоре их произведения приобрела Третьяковская галерея. Позже, в 1967 году, на выставке в Токио «Экспо-67» все награды Всемирной выставки увезли косторезы Уэлена. С тех пор лавры превосходных мастеров удерживает уже третье поколение художников крошечного села на окраине Северо-Востока. Долгие годы продолжалось сотрудничество граверов и резчиков Уэлена с магаданскими авторами, оно не прекращалось и в те годы, когда Чукотка вышла из состава области. А год назад косторезы Уэлена влились в магаданский творческий союз, чтобы восхищать и поражать воображение публики, привыкшей удивляться шедеврам мастеров Северо-Востока России. Как Ростропович в сельском клубе Уэлена выступал Что это за парень Билли Кен и в каких он отношениях с нашим милым пеликеном На Северо-Востоке главный сувенир из кости – пеликен – вырезанная из моржовой кости фигурка смешного человечка с узкими глазами, широким ртом и большим животом, на котором покоятся маленькие руки. Говорят, его нельзя вывозить из наших мест. Он - главное божество, сотворил здесь небо и землю, огонь, северные племена и может разозлиться, покинув пенаты. Но есть у него секрет. Оказывается, 120 лет назад учительница рисования Фрэнсис Претц из Канзас-Сити вырезала симпатичного идола-копилку. И американцы оформили патент на это изобретение. Так у него появилось имя – Билли Кен. Спустя некоторое время он попал к косторезу с Аляски, тот сделал копию, упростив фигуру. Вскоре сувенир попал на Чукотку, где действовали иностранные фактории. Аборигены переименовали его из Билли Кена в пеликена, потому что в языке чукчей и эскимосов нет звука «б». У каждого художника он свой. Может быть серьезным, мудрым, веселым, добрым, похожим на обезьяну или старика. Мастера наделяют статуэтки свойствами охранителей, оберегов. Иногда пеликен бьет в бубен, держит трубку. В 1971 году в Уэлен приехал Мстислав Ростропович. Его встретили занесенные по крыши дома, дымки труб, собаки. Вместо концертного зала – деревянная лавка в сельском клубе. В 6 часов вечера в клуб пришли немногочисленные слушатели. Среди них был директор косторезки Туккай. В местном клубе музыкант дал единственный концерт, исполнив Чайковского и Рахманинова. Туккай был так потрясен услышанным, что не спал всю ночь. Он работал и к утру сотворил единственного и неповторимого пеликена с виолончелью, которого преподнес маэстро. Через год косторез получил письмо от Ростроповича. Он признался, у него были концерты на целине под аккордеон, в Антарктиде, но такого, как в Уэлене, не было. Пеликен с виолончелью стал любимцем и объездил с музыкантом уже полмира. О том концерте писали как о чудачестве Мстислава Леопольдовича, но разве тогда, когда ему было всего 46 лет, он не зарядился на всю оставшуюся жизнь? Чорон для Брежнева. Подарок генсеку усыпали якутскими бриллиантами В свое время старейший косторез Северо-Востока Терентий Аммосов получил заказ изготовить чорон – национальный сосуд для хранения и потребления кумыса в подарок Леониду Брежневу. Чорон – кубок на одной или трех ножках. Мастер выполнил заказ. Для красоты его усыпали якутскими алмазами. Художник рос среди талантливых родственников – мастеров по дереву, металлу и гончаров. С раннего детства был приучен к тяжелому труду. Подростком скашивал до двух гектаров сенокосных угодий за день, а в 18 лет построил капитальный зимний якутский дом – балаган. Он был возведен из двухвековых лиственниц и имел укрепления. Терентий слыл хорошим певцом и, переехав в Якутск, устроился артистом театра. Испытав затруднения со снятием актерского грима, вырезал из бивня мамонта нож для снятия грима, украшенный ажурной резьбой. Когда коллеги по театру показали его работу известному деятелю искусств, он высоко оценил талант Аммосова и рекомендовал заняться резьбой по бивню мамонта.   Авторы: Марина Праскова, Татьяна Хрипун   Источник: газета «Магаданская правда», выпуск № 83 (21043) от 27 октября 2017 г.

Ещё новости о событии:

Открывающийся сегодня в Магадане Первый международный фестиваль косторезов станет грандиозным культурным событием России и мира.
17:41 27.10.2017 Министерство культуры - Магадан
Масштабный фестиваль «Косторезное искусство народов мира» откроется 27 октября 20127 года в столице Колымы.
15:13 27.10.2017 Kolyma.Ru - Магадан
Масштабный фестиваль «Косторезное искусство народов мира» откроется 27 октября 20127 года в столице Колымы.
13:44 27.10.2017 Администрация Магаданской области - Магадан
 
По теме
На Колыме Госавтоинспекторы установили нетрезвого водителя - Kolyma.Ru МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. 28 марта сотрудниками Госавтоинспекции Отделения МВД России по Хасынскому району на улице Центральной в п. Палатка был остановлен автомобиль «Тойота Кроун» под управлением 44-летнего гражданина.
Kolyma.Ru
На Колыме Госавтоинспекторы установили нетрезвого водителя - УМВД Магаданской области 28 марта сотрудниками Госавтоинспекции Отделения МВД России по Хасынскому району на улице Центральной в п. Палатка был остановлен автомобиль «Тойота Кроун» под управлением 44-летнего гражданина.
УМВД Магаданской области
photo 2024 03 28 15 35 05 - Газета Магаданская правда Максимальный размер составляет 50 тыс. рублей Фото: imghub.ru Правительство России увеличило размеры ежемесячной специальной социальной выплаты для медицинских работников.
Газета Магаданская правда
Активист регионального отделения «Волонтёры Победы» стал победителем всероссийского конкурса «Послы Победы. Москва» 2024 года - Инициатива Колымы Активист регионального отделения «Волонтёры Победы», старший курсант Молодежного патриотического клуба «Наследие» стал победителем Всероссийского конкурса «Послы Победы.
Инициатива Колымы
Встреча с психологом - Детская библиотека Дорогие читатели! 7 апреля в 13:00 состоится встреча с Гринцевич Натальей Сергеевной – клиническим психологом, экспертом в сфере материнства.
Детская библиотека