Интервью с музыкантом Михаилом Дзюдзе, опубликованное на страницах газеты «Магаданская правда»

Фото: minkult.49gov.ru

27 марта в областном центре с аншлагом прошел единственный концерт заслуженного артиста России Михаила Дзюдзе вместе с Магаданским губернаторским Русским оркестром под управлением Константина Есипова. Областная филармония, как всегда, подарила магаданцам встречу с выдающимся инструменталистом. На следующий день после выступления Михаил Дзюдзе дал мастер-класс в колледже искусств, а также нашел время для беседы в редакции «МП» за чашкой чая.

Выборгский выбор музыки

– Я рос в Выборге. Это небольшой город на границе с Финляндией. Мой отец был хорошо знаком с Софьей Макаровой, преподавательницей музыкальной школы по классу виолончели. И родители отвели меня именно к ней.

– Можно сказать, что сам Выборг сделал за вас выбор?

– Да, такая вот рифма получается. Выборг – выбор. Я учился в четвертом классе. Мы с отцом гуляли по городу. Просто проходили мимо музшколы. Зашли внутрь. Как раз шли вступительные экзамены, проверили, есть ли у меня музыкальный слух. И так началась моя учеба. Кроме этого, я тогда уже неплохо рисовал, и меня усиленно агитировали поступать в художественную школу. А еще занимался спортом. Но музыка почему-то перевесила другие увлечения.

– Михаил, забегая вперед, почему вы выбрали этот инструмент или, может быть, он вас выбрал?

– Выход на свой инструмент был сложным. Сначала была виолончель, потом окончил музучилище и консерваторию как академический контрабасист, а затем уже перешел на балалайку-контрабас. Но всю свою жизнь я играю на инструменте, на котором не учился.

– Закончив школу в Выборге, вы потом учились в Ленинградском музыкальном училище им. М. Мусоргского...

– До 1982 года у нас в стране студентов в армию не забирали. А я именно тогда поступил в консерваторию. Отучился год. И в 1983-м меня призвали. Причем в войска совершенно не музыкальные. И отслужил там по полной программе. По воле судьбы второй год мне пришлось служить в Группе советских войск в Германии. Именно там я и попал в военный концертный ансамбль. Вместе со мной в нем играли еще двое студентов из нашей консерватории. И это, наверное, тоже неслучайная случайность. И там на базе большого военного оркестра, где были хор, балет, оркестр, зародился небольшой ансамбль русских народных инструментов, мне и пришлось переучиваться с симфонического контрабаса на балалайку-контрабас. В этом составе мы много концертировали с певцами из большого оркестра, объездили всю Восточную Германию. А когда демобилизовались и вернулись в Ленинград, в консерватории и зародился знаменитый «Терем-квартет», просуществовавший почти 30 лет.

Концерт для Папы Римского с оркестром

– Михаил, вам нередко удавалось играть перед сильными мира сего, президентами, даже перед Папой Римским. Чем отличается такая публика от простого слушателя?

– Афишный концерт в любом городе и стране мира – это одно. Приходят люди, они знают музыку, ансамбль, который к ним приехал, и получают удовольствие. Официальный же концерт – это всегда рутинное мероприятие, которое проходит на фоне каких-то важных встреч, саммитов, зачастую не в зале, а в ресторане или кафе. Для меня одним из самых интересных таких событий было выступление «Терем-квартета» на встрече «Большой восьмерки» в Петергофе. Восемь президентов самых сильных стран мира с женами и еще председатель Евросоюза. Мы играли всего для 18 человек. И для них была создана такая свободная атмосфера, без протокола, некоторые пришли без галстуков. И тут стали проявляться их человеческие качества, которые они себе не позволяют на трибуне. Мы играли «Бесамэ мучо», в котором есть ложный финал. Мы как бы заканчиваем, но потом продолжаем дальше. И на этом ложном финале японский премьер стал аплодировать. А Джордж Буш от этого прокола просто развеселился и сказал: погоди, музыка еще не кончилась. Мы увидели этих могущественных людей в бытовом общении. Это было здорово.

– А каким был ваш концерт перед Папой Римским?

– Не стану лукавить, мы ни разу не пообщались с Иоанном Павлом Вторым, только через посредников. Но он был первым Папой, который стал проводить в Ватикане концерты светских артистов в День семьи. В Риме на площади святого Петра собирается огромное количество народа, 120 тысяч человек и весь кардинальский корпус вместе с папой. Сотни телекамер, трансляция по всему миру. Мы уже стояли на сцене, камеры приготовились, Папа сел на свой трон, но никто не дает отмашку. Мы не знали, когда нам начинать, кто подаст знак. И тут подъехала машина, из нее вышла маленькая старушка со свитой, прошла на приготовленное ей место и села. Это была мать Тереза. Оказалось, что все ждали ее. Она посмотрела на нас, что-то шепнула неслышно, старенькая уже была, кивнула, мол, начинайте. И мы заиграли. Отмашку мы получили не от Папы, а от матери Терезы. Сейчас этот случай рассказывают как легенду, а все это было на самом деле.

Здесь каждый день солнце…

– А каковы ваши впечатления от Магадана и нашей публики?

– Замечательные. Во-первых, у вас каждый день солнце. В Питере, если два, три, пять солнечных дней в месяц, это уже много. Поэтому, когда у нас выходит солнце, мы понимаем, какое это чудо. А у вас это каждый день. Во-вторых, мы проехали по городу, были у «Маски Скорби», скульптуры «Время», в бухтах. У вас очень чистый город. Или не мусорят, или хорошо убирают. Все красиво и аккуратно. А публика у вас жадная. Голодная, неизбалованная. И восприятие у нее обострено. Искренний восторг, радость и горячая поддержка из зала – все это было. Я это почувствовал. Не вежливо похлопали, покричали «браво», а потом ушли, нет. Потом многие остались, кто хотел, фотографировался. И еще люди рады тому, что приезжие артисты выступают совместно с вашим оркестром.

– В связи с этим как вы оцениваете уровень наших музыкантов?

– Замечательный уровень! С оркестром можно и нужно работать. Надо его держать, беречь. Может быть, даже (такая практика во всем мире существует, и у классиков это в норме) приглашать заезжих дирижеров. У нас есть идея взять три-четыре лучших дирижера народных оркестров страны и заряжать их на абонемент в какую-нибудь филармонию. Чтобы они по очереди играли новые программы. Это всегда для оркестра огромный плюс. Помимо солистов, приглашать и дирижеров. Ни в коем случае не умаляя заслуг вашего руководителя Константина Есипова. Он делает огромную работу, воспитывает оркестр, держит его, не дает расслабиться. И филармония у вас замечательная, она приглашает разных солистов, в том числе и такого необычного, как играющего на балалайке-контрабасе (смеется). Это тоже держит в тонусе оркестр. Музыкантов нужно постоянно будоражить!

– Михаил, а что бы вы могли пожелать нашим юным музыкантам и их педагогам?

– На мастер-классе в Магадане я впервые услышал четкое требование, даже не пожелание, а требование – написать учебник для своего инструмента, который был бы во всех школах, училищах и консерваториях. И чтобы я, когда буду приезжать с мастер-классами, не с нуля начинал, а работал с людьми, который освоили мою школу. Именно магаданцы первыми потребовали от меня написать эту книгу. И вернувшись домой, мне придется это сделать!

А пожелать я могу прежде всего любознательности. Параллельно повышению техники игры, помимо грамоты музыкальной, надо расширять свое мировоззрение в целом. Любому человеку, не только музыканту. Именно любопытство выведет музыканта на преодоление любых проблем. И не прекращать обучение. У вас нет консерватории? Надо ехать в другие города, а потом непременно возвращаться в родной край. Ни в коем случае не бросать свой город! Я уже говорил на мастер-классе: нет такого места, где народники получают огромные деньги. Где родился, там и пригодился.

Автор: Игорь Дадашев. Фото: Вячеслав Светочев

 

Источник: газета «Магаданская правда», выпуск № 24 (20984) от 31 марта 2017 г.

 
По теме
 
Впервые колымчанам в Магадане представлена экспозиция "зимнее корякское жилище" - Kolyma.Ru В творческой студии Перспектива, ОГБУ " Молодёжный Центр " состоялось открытие региональной выставки декоративно -прикладного творчества " Сокровища Севера ", сообщили РИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ" в ГАУК «Образовательное творческ
19.07.2018
 
Команда “Велосипед” стала обладателем летнего кубка КВН Магадана. За трофей в сквере семидесятилетия областного центра боролись также «Жёны декабристов» и команда «АЗС».
19.07.2018
За шесть дней в единую службу спасения поступили четыре жалобы на вынужденное соседство с дикими животными.
18.07.2018 Vesti-Magadan.Ru
Сводка о состоянии проезда по автомобильным дорогам Магаданской области - Администрация Магаданской области По информации министерства дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области, на 19 июля 2018 г. на автомобильных дорогах области работает 115 единиц дорожной техники.
19.07.2018 Администрация Магаданской области
Кроме того, представители ведомств обсудили перспективы строительства современных школ в городе План ремонтных работ образовательных учреждений в 2019 и 2020 годах обсудили на совещании в мэрии.
19.07.2018 Мэрия города Магадан
Сотрудниками колымского Управления Россельхознадзора отчитались о проведенном ветеринарном контроле в отношении продукции животного происхождения во II квартале 2018 года, сообщает РИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ".
19.07.2018 Kolyma.Ru