|
О работе интернет-сервиса руководитель управления по информационной политике мэрии рассказал газете «ВМ»
Не секрет, что декларация открытости давно стала трендом в информационной политике органов власти по всей стране. Наш город также не стал исключением.
Тяжело не заметить, как в последнее время достаточно много внимания уделяется вопросам открытости местной власти и ее работе с обращениями граждан. Во многом это происходит благодаря позиции мэра Магадана Юрия Гришана, который сам открыт для диалога с гражданами и требует этого от своих подчиненных.
На современном уровне
Технологии не стоят на месте, соответственно, и способы коммуникации с людьми должны идти в ногу со временем. К сожалению, традиционные СМИ уже не охватывают все население областного центра, медиасреда заметно их вытесняет, и интернет-аудитория довольно быстро растет. Это произошло благодаря появлению в Магадане в 2016 году быстрого и недорого интернета компании «Ростелеком». К слову, большинство людей для получения информации регулярно используют различные социальные сети.
Поэтому вполне логично, что в муниципалитете задумались о смене формата деятельности в информационном поле.
Мы готовы к диалогу
Для того, чтобы открытость и доступность власти в Магадане не были пустыми словами, мэрия города проводит в этом направлении серьезную работу. К слову, еще в марте 2016 году на первом городском форуме недавно (на тот момент) избранный мэр Магадана Юрий Гришан поставил задачу – создать максимально широкую по охвату и одновременно простую систему обратной связи с людьми, ведь каждый человек должен быть услышан.
«На сегодняшний день, помимо традиционного канала письменных обращений граждан, взаимодействия с горожанами через интернет-приемную на сайте мэрии города Магадана, «Прямой линии» мэрии (где все обращения граждан фиксируются и передаются на рассмотрение для дальнейшего решения в соответствующие органы), личного приема граждан (благодаря которому по предварительной записи можно прийти на прием начиная от мэра города и заканчивая руководителями функциональных подразделений – встретиться и обсудить проблемы), выездов по обращениям горожан, общественных советов в пос. Снежный, Сокол и Уптар, городской Общественной палаты, – рассказывает руководитель управления по информационной политике мэрии города Магадана Олег Дудник, – в последние два года у нас появился новый формат – встреча с активными гражданами или совет активных горожан. Эти люди являются инициаторами (а иногда и посредниками), которые создают площадку для обсуждения волнующих людей вопросов, и на нее приглашают представителей муниципалитета и заинтересованных магаданцев для обсуждения и выработки устраивающего большинство решения.
Хотелось бы напомнить, что в прошлом году (на День города) состоялась встреча в МЦК с активными магаданцами. Она была наиболее массовой – тогда около 200 горожан посетили мероприятие, продолжавшееся два часа. В ходе него мэр города отвечал на различные вопросы. В итоге получился формат «открытого микрофона». К слову, такая практика разговора «глаза в глаза» показала свою эффективность, и в дальнейшем она будет продолжаться.
Если говорить в целом, то каждый из этих инструментов обратной связи, как показывает время, – достаточно эффективен и предназначен для конкретной категории горожан».
При этом нельзя не сказать о городском форуме, который традиционно представляет собой тоже открытую площадку для разговора без прикрас о насущных проблемах Магадана. Любые формы взаимодействия с людьми местная власть охотно поддерживает, поэтому присутствие желающих на нем не ограничено, вопросы задаются людьми самые различные.
«Появление новых, современных «инструментов» в этом направлении – это еще один способ вовлечь большее количество магаданцев в этот диалог, а именно охватить ту часть магаданцев, которым удобны различные гаджеты и интернет-технологии.
Одним из таких служит городской электронный сервис «Открытый Магадан», который появился почти год назад, – рассказывает Олег Владимирович. – Суть его – предоставить заинтересованным активным людям удобный инструмент для высказывания своего мнения по широкому спектру городских проблем путем голосования. В свою очередь, для мэрии Магадана это возможность на деле показать, что властью реализуются решения, одобренные местным сообществом.
Наш опыт и опыт других городов по внедрению аналогичных проектов показывает, что население такое взаимодействие с властью воспринимает исключительно положительно».
На сегодняшний день на этом ресурсе зарегистрировано свыше трех тысяч пользователей. Но нужно понимать, что «Открытый Магадан» – это «материнский» проект, в который входят еще два сервиса – «Открытый бюджет» и «Народный контроль».
Люди, зарегистрировавшись на «Открытом Магадане», автоматически «имеют» аккаунты и в «дочернем» проекте «Народный контроль». Куратором данного направления (электронных сервисов) выступает управление по информационной политике мэрии города Магадана.
«Открытый бюджет»
«У нас есть план по развитию этого проекта, в первую очередь, это касается площадки «Открытый бюджет», – дополняет Олег Дудник. – Тема эта достаточно важная, особенно если проследить критические замечания и обсуждения в социальных сетях в адрес местной власти, мол, не туда тратятся деньги из бюджета, надо на другое и т. д. Такая площадка и будет наглядно показывать расходы, доходы, основные муниципальные программы (с объемами, средствами, целевыми показателями), отчетами по исполнению и другое – для того, чтобы люди сами все видели и понимали – какой объем ресурсов существует у города и на что он будет потрачен. Каждый магаданец благодаря ресурсу сможет быстро и в понятном формате получить интересующую его информацию и, соответственно, многие вопросы отпадут сами собой».
«Открытый бюджет» на данный момент находится в разработке.
«Народный контроль»
В середине мая прошлого года был запущен проект в семействе городских электронных сервисов «Открытого Магадана» – «Народный контроль». Он подразумевает ресурс с электронной интерактивной картой, отображающей территорию муниципального образования «Город Магадан». На ней горожане с помощью специального флажка-маячка могут обозначать замеченные ими проблемы – ямы, мусор, брошенные авто и другое.
В дальнейшем специалисты отрабатывают все сигналы на предмет соответствия целям и задачам проекта, релевантности информации. Все «сигналы» распределяются по уполномоченным муниципальным службам.
«Оценка с нашей стороны работы данной площадки абсолютно положительная. В первую очередь, для горожан это удобно, с использованием различных гаджетов появляется возможность оперативно подать сигнал в некую городскую «электронную книгу жалоб», – отметил Олег Владимирович. – Ответственные за конкретные направления структуры, в силу ограниченной штатной численности, не всегда могут эффективно мониторить и держать под контролем всю территорию муниципального образования. Поэтому для них подобное внедрение – это дополнительная возможность информирования, своего рода подсказка. Этот проект нужен как людям, так и городской власти, мы прекрасно понимаем, что с помощью неравнодушных граждан и нашего желания устранять наиболее острые «болевые точки» город станет чище и комфортнее для проживания. Конечно, запуск этого проекта не сопровождался увеличением бюджета города так, как бы этого всем хотелось. Поэтому решить все и сразу – не получится. Но значительная часть обратившихся получила решение проблемы, а это уже результат, ради которого стоило все начинать».
Вопрос-ответ
– Олег Владимирович, бытует мнение, что на данных площадках могут зарегистрироваться некие анонимы или люди из других городов. Прокомментируйте.
– Да, могут. У нас же нет критериев отбора по IP-адресам или другим показателям. Я могу сказать, что если максимизировать эти «упреки», то нужно вводить регистрацию по паспорту или через портал Госуслуги. Но зачем? Те, кто обращается к нам через «Народный контроль» с просьбой почистить от снега двор или указывают на несвоевременный вывоз мусора с контейнерной площадки, обязательно должны свой паспорт предъявлять? Для решения этих проблем нам это не нужно, поэтому и требования к регистрации на проекте очень простые.
Да, могут быть зарегистрированы люди, не проживающие в Магадане, и в этом нет ничего страшного. Напомню, этот сервис для людей заинтересованных и активных. Но мне сложно и даже забавно представить, чтобы жители других городов (например, Саратова или Нижнего Новгорода) организованно и массово стали интересоваться и принимать участие в решении вопроса, например, по благоустройству нашей улицы Советской. Навряд ли… Если вы стремитесь, чтобы по максимуму учитывался голос магаданцев, то, уважаемые горожане, – регистрируйтесь и участвуйте! Что, в принципе, и происходит – менее, чем за год работы проекта свыше 3 тысяч пользователей зарегистрировались. Значит горожане понимают, что сервис для них полезен.
– Также поговаривают в социальных сетях, что в числе зарегистрированных на данных сервисах – нет «живых людей», а точнее, мол, сидят там пару представителей власти под многочисленными аккаунтами и тем самым создают численность. Так ли это?
– Конечно, данные высказывания не соответствуют действительности. Поясню: мы видим реальную картину в административной панели нашего проекта, и могу вас уверить, что существует некое активное ядро (от 500 до 800 человек). Они принимают участие практически во всех голосованиях, но тоже с определенной периодичностью, видимо, в зависимости от темы опроса.
В декабре наблюдалась заметная волна новичков. Она возникает, когда обсуждаются резонансные темы и, соответственно, мы видим всплеск по регистрации на данном сервисе. Одна из последних – спор о строительстве школы в Третьем микрорайоне. У нас впервые проголосовало свыше 800 человек. Это говорит о том, что эта тема интересная и важная для людей, и они хотели, чтобы их голос был учтен.
Реальность активных участников проекта также подтверждается и теми из них, кто, накопив баллы, обменивает их у партнеров проекта на те или иные бонусы. Ну, и еще один аспект: большинство участников проекта (в среднем две трети) зарегистрированы через мобильные гаджеты, а в этом случае аккаунт «привязывается» к уникальному идентификационному номеру мобильного устройства, который невозможно подделать.
И последнее: мы готовы раскрыть при необходимости информацию (ID аккаунтов, за исключением персональных данных) по голосованию. Так поступили администраторы проекта «Активный гражданин» в Москве в 2015 году. Тогда вопрос касался переименования станции метро Войковская. Возникла напряженная ситуация – мнения разделились, и в итоге не верящие результаты голосования потребовали верификации (раскройте нам карты), что мэрия Москвы с легкостью и сделала, предоставив обезличенную информацию, для того чтобы люди смогли пересчитать и сопоставить с тем, что было опубликовано. Мы готовы сделать то же самое, но только когда есть в этом необходимость.
Люди разные, и мнения тоже
То, что мнения у людей могут быть разными и зачастую не совпадать с мнением представителей власти, это абсолютно нормально, – «власть» это прекрасно понимает. Перечисленные же выше варианты обратной связи служат некими инструментами для нахождения компромиссов и определения приоритетов.
«Мы давно ушли от идеологии, когда власть считает себя умнее других и обладает монополией для принятия решений. Сегодня с запуском подобных площадок мы говорим – уважаемые горожане, мы вместе с вами должны решать различные вопросы, определять приоритеты, расставлять акценты. Что это не только видение мэрии города Магадана, это видение и тех людей, которые живут здесь, и мы готовы реализовать ваши решения. Вот это и есть идеология «Открытого Магадана».
В текущем году мы планируем запустить еще один городской электронный сервис, краудсорсинговую платформу. Простыми словами – это создание электронной копилки идей. Каждый желающий может стать участником принятия важных для города решений, высказать свое конкретное предложение – это своего рода электронная книга предложений.
Активисты вместе с экспертами будут обсуждать различные проекты, которые далее будут предоставлены мэру города и депутатам городской Думы – для рассмотрения и возможной реализации», – подчеркивает Олег Владимирович.
В завершениe хочу отметить, что на сегодняшний день для жителей области и города созданы все необходимые условия, чтобы каждый человек имел возможность быть услышанным, получить ответ, разъяснения по интересующим вопросам и, конечно же, получить помощь в решении наболевших проблем.
«У меня просьба, мы постоянно мониторим социальные сети, поэтому хочу обратиться к активным магаданцам, горожанам и пользователям сетей. Если у вас существует реальная проблема (а не виртуальная), то изначально ее стоит попробовать решить в реальной жизни или о ней сообщить адресно, каналы связи, как вы видите, существуют.
Социальные сети не являются ведущим фактором общественной жизни, и рассчитывать на то, что ваша эмоциональная жалоба, например в посте, будет принята и проблема решена – маловероятно. В таких случаях получается, что люди не хотят решить проблему, они хотят просто высказаться, а результат их не волнует», – подчеркивает Олег Владимирович.
К слову, аккаунты мэрии города Магадана зарегистрированы во всех соцсетях и ведут продуктивную работу по информированию населения, а мэр Магадана является активным пользователем Twitter, где к нему часто напрямую обращаются по различным вопросам. Но эффективнее все-таки использовать проверенные и официальные каналы связи.