Андрей Остров — о новых медиа и «ракетном» SMM для социального бизнеса

Фото: cdn.primamedia.ru
Исполнительный директор «Ассоциации рекламистов Томска» рассказал, как общественному проекту найти и «зацепить» правильную аудиторию

14 июня, MagadanMedia. Приморский край не остался в стороне от развития социального предпринимательства в России. Об этом можно судить по оживленной дискуссии на секции от Tele2 "Социальное предпринимательство. Медиа. Другие правила" на площадке МедиаСаммита-2017. Модератором секции выступил исполнительный директор "Ассоциации рекламистов Томска", журналист Андрей Остров. О том, как пиарить социальный проект в медиа, какие площадки использовать и с какими трудностями придется столкнуться социальному предпринимателю в общении с прессой, эксперт рассказал в интервью с корр. ИА PrimaMedia.

Интервью с Андреем Островым. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia

Справка: Секция "Социальное предпринимательство. Медиа. Другие правила" прошла на площадке МедиаСаммита-2017 8 июня. Здесь общественные деятели, журналисты и блогеры обсудили с экпертами, как превратить общественную инициативу в бизнес и продвигать социальный коммерческий проект в медиа. Экспертом на секции выступил исполнительный директор некоммерческого партнерства "Ассоциация рекламистов Томска" Андрей Остров.

Новые правила социального бизнеса открыли для СМИ фонд "Навстречу переменам" и Tele2

— В первую очередь, кто он — социальный предприниматель? С чем придется столкнуться тем, кто развивает социальный проект?

— У социального предпринимательства в России не очень простая судьба. Социальное иждивенчество воспитывалось годами и десятилетиями. Это стало такой национальной чертой: надеяться на государство.

Социальным предпринимательством в России могут заниматься не все и не всегда. Когда у тебя семья, ипотека, автомобиль в кредит, социальное предпринимательство заканчивается.

Поэтому социальным предпринимательством занимается молодежь, в первую очередь.

Пока ты молод, пока нет семьи, ты можешь подумать о благе общества, продумать уникальную социальную идею и даже найти к ней коммерческий подход.

Или социальным предпринимательством занимаются те, кто попал в сложную жизненную ситуацию и пытается найти к ней подход — не только решение для себя, но и для всех. Например, на секции МедиаСаммита были социальные предприниматели, которые работают со слабовидящими людьми. У них общая проблема.

— Расскажите о ваших впечатлениях от общения с участниками секции на МедиаСаммите.

— Здесь социальные предприниматели настроены на сотрудничество, они не озлоблены. Но ощущение остается, что нет надежды на помощь от фонда, потому что он базируется в Москве. Приморцы мыслят стереотипами: "мы живем на краю земли, до нас ничего не доходит, а даже если и дойдет, то перекладными на лошадях". Это неправильное отношение. Как сибиряк могу сказать, что расстояния не оправдывают бездействия. Мои земляки подают заявки в столичные фонды и побеждают в грантовых конкурсах. Мой любимый герой из "Пролетая над гнездом кукушки" говорил: "Я хотя бы попытался!". Надо пытаться и все получится.

Андрей Остров. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia

А что касается расстояний, то теперь слетать в Сибирь из Москвы иногда стоит дороже, чем слетать на Дальний Восток. Государство вкладывает сюда деньги, субсидирует авиаперелеты для граждан. Так что расстояния – вещь условная.

Справка: Фонд поддержки социальных инициатив в сфере детства "Навстречу переменам" помогает российским социальным предпринимателям реализовать лучшие детские программы. Одно из направлений работы фонда – грантовая поддержка социальных инициатив. Заявки на грантовый конкурс фонда принимаются со всей России. Заявителю необходимо обладать предпринимательским потенциалом; четко сформулированной идеей, соответствующей критериям отбора; возможностью продемонстрировать начальные шаги в реализации этой идеи. Оператор мобильной связи Tele2 поддерживает фонд с момента его основания.

Тем не менее, и у сибиряков, и у дальневосточников есть одно общее ощущение, которое очень хорошее, плодородное, созидательное. Это ощущение того, что кроме нас самих, никто не сделает город, край, регион лучше. Поверьте, такого нет в Центральной России, где я жил и работал.

Люди, которые живут здесь, настроены на взаимопомощь и взаимовыручку. Это очень хорошо, конструктивно и в конечном счете рождает понимание того, что, не смотря на расстояния, мы живем в одной стране, говорим на одном языке, что мы похожи на ментальном уровне.

Социальным предпринимателям здесь, как и в других регионах, не хватает общего пространства. Какого-то места на карте Приморья, Владивостока, где они могли бы встретиться лично. В личном общении они быстрее поймут, что они — не соперники, что соединяя усилия: интеллектуальные, организационные, меценатские, благотворительные – можно сдвинуть дело не только одного человека, а всех вместе. Это нормальная история. Надо просто перестать говорить о том, что мы на краю земли и никому не нужны.

Интервью с Андреем Островым. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia

— Как социальному предпринимателю рассказывать о себе и своем деле? Как преодолеть информационный вакуум в СМИ?

— СМИ интересуют рейтинговые заголовки. Скандальные истории, криминальные хроники — это то, что побеждает в информационном пространстве. А заголовок о том, что детей с ДЦП научили ездить на лошади, никого не интересуют. Это не дает цитируемости, поэтому взаимоотношения этого сектора с прессой очень сложные.

Социальные проекты чаще всего не могут достучаться до СМИ. Но не стоит забывать, что сейчас наступило время новых медиа — социальных сетей и блогов.

Мне кажется, идеальный выход из этой ситуации – когда социальные предприниматели сами становятся отчасти журналистами, блогерами, сами становятся редакторами своих страничек в соцсетях, сами занимаются продвижением, SEO-оптимизацией. Конечно, для этого нужно дополнительные компетенции, иметь дикое количество времени, чтобы это получилось.

Но если ты не рассказываешь про себя, то про тебя рассказывают другие люди, и рассказывают, как правило, не очень хорошо. Поэтому важно, чтобы изнутри был жесткий, профессиональный взгляд самих предпринимателей на свою работу. Если в этом взгляде еще будет присутствовать то, что социальным предпринимателям иногда свойственно: жесткость позиции, свой собственный взгляд на мир, четкие формулировки — будет прекрасно.

Лучше, чем автор проекта, о проекте никто не расскажет.

— То есть, с одной стороны, чтобы делать социальный проект, нужно научиться писать. На это требуется время. С другой стороны — работать над проектом надо сейчас. Где золотая середина?

— Организовать краткосрочные курсы молодого райтера среди социальных предпринимателей. Какие-то вещи нарочно упростить и разложить по полочкам. Или — на секции было хорошее предложение — привлечь к продвижению социальных проектов студентов журфака. Научится из ничего сделать информационный повод, создать текст, который продастся, который будет тиражироваться – это хорошая обучающая история.

— Как рассказывать о социальных проектах, чтобы привлечь аудиторию?

— Сегодня текст интерактивен, надо привлекать ссылки, цитаты, опросы. Но главное, что есть и останется — контент должен быть уникален, и он должен начинаться с текста. Ничего не придумано со времен Древней Греции. Очень важен тизер, очень важен крючок, с которого все начинается. Человек должен прочитать первую фразу, зацепиться за крючок и потащиться за тобой. Очень важно формулировать свои мысли грамотно.

И внутри этого текста всегда должен быть какой-то поворот, как в кубике Рубика или древнегреческой трагедии.

Финал истории должен быть прекрасным не в смысле хэппи энда, а в смысле того, чтобы человек ахнул, закончив читать.

Андрей Остров. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia

Студентам я всегда привожу в пример песню "Враги сожгли родную хату". Если разобрать текст, то это идеальная история, рассказанная в минимальном количестве слов. По всем законам жанра. В ней главному герою становится все хуже и хуже, и кажется, что выхода нет. "Враги сожгли родную хату". А что с семьей? "Сгубили всю его семью". Что теперь делать? "Куда теперь идти солдату"? Ну и дальше все понятно и известно: кладбище, пьянка и полная безысходность. Но выход из жуткой истории гениальный: финал невероятный. Последние стихотворные строки там таковы: "Хмелел солдат. Слеза катилась. Слеза несбывшихся надежд. И на груди его светилась медаль за город Будапешт". Будапешт – один из красивейших европейских городов. Советские солдаты спасли его от окончательного разрушения. Финал — в маленькой детали. Автор ничего как бы не говорит. Но мы понимаем, что медаль-то есть. Человек – герой. Он вернулся, значит, что-то сложится. Но банальщины нет.

Надо учиться так рассказывать простые истории.

На примере социальных проектов рассказывать не о том, что условный Ваня — хороший мальчик, которому не повезло с диагнозом, поэтому он… Не надо всего этого. Напишите про Ваню, чтобы читатель увидел, что он живой, настоящий, что он чего-то хочет, что у него есть цели. Расскажите реальную историю, и она зацепит читателя, он поверит в ваш проект.

— На какого читателя ориентироваться и на каких площадках искать аудиторию для социального проекта?

— Социальный предприниматель должен сам ответить на вопрос: "Для кого я пишу? Зачем?". Когда мы ищем деловых партнеров, спонсоров, благотворителей, меценатов — надо идти в Facebook. Если мы ищем сочувствия, то добро пожаловать в "Одноклассники". Если хотим говорить с молодежью, то в "ВКонтакте" или Instagram. Как только мы ответим на этот вопрос — найдем аудиторию.

Facebook мне кажется идеальной площадкой, хотя и не самой модной. В этой социальной сети я слежу за успехами странички "Кубаньжелдормаша". Название завода ужасное. Если бы меня не надоумили прочитать друзья, я сам бы не прочитал никогда.

Но контент странички таков, что начинаешь болеть за отечественное машиностроение. О ситуации на заводе рассказывает сам директор завода, иногда его зам, люди, которые там работают — и хорошо получается, потому что они знают ситуацию изнутри.

Вот социальные предприниматели точно в такой же ситуации: им нечего терять и они знают свою историю изнутри. Значит, могут очень искренне, очень проникновенно ее рассказать.

 
По теме
 
19 июля 2018 года состоялось публичное обсуждение результатов правоприменительной практики Территориального органа Росздравнадзора по Магаданской области за 2-й квартал 2018 года. - Росздравнадзор С основным докладом об итогах контрольно-надзорной деятельности Территориального органа выступила и.о.
20.07.2018
 
Для привлечения профессионалов нужна не только зарплата, - считают колымские недропользователи - Администрация Магаданской области В рамках горного клуба «МАЙНЕКС» состоялась панельная дискуссия на тему «Развитие действующих горных производств и металлургии на Дальнем Востоке России» В дискуссии приняли участие представители правительства Магадан
20.07.2018
Михаил Котов: «День рыбака - праздник круглогодичный!» - Kolyma.Ru После очередных рейсов с богатым уловами у причала Магаданского морского рыбного порта ошвартовались два судна Тихоокеанской рыбопромышленной компании - краболов КП «Вестерн Энтерпрайс» и СРТМ-К (средний рыболовный траул
20.07.2018
 
Магаданские пожарные ликвидировали последствия ДТП на кольце 31-ого квартала - Kolyma.Ru Днем 22 июля 2018 года в Пожарно-спасательную службу поступило сообщение о том, что на 2-ом километре основной трассы (кольцо "31-ый квартал") в городе Магадане произошло дорожно-транспортное происшествие,
23.07.2018 Kolyma.Ru
Культурная афиша на выходные - Администрация Магаданской области Эти выходные особенные: именно в эти дни мы вместе отпразднуем 65-летие Магаданской области!
20.07.2018 Администрация Магаданской области
Ансамбль песни и пляски Пограничного управления ФСБ по восточному арктическому району подарил свое творчество магаданцам - Мэрия города Магадан Благодарность и памятный подарок коллективу вручил мэр города Юрий Гришан Вчера в актовом зале Магаданского политехнического техникума состоялся концерт ансамбля песни и пляски Пограничного управления ФСБ по восточному
19.07.2018 Мэрия города Магадан
Сегодня в связи с мойкой дорог перекроют движение на улицах Южной и Чукотской - Мэрия города Магадан Горожан просят не парковать личный транспорт на пути следования коммунальной техники Сегодня, 23 июля, техника ГЭЛУД занимается уборкой центральных и отдаленных районов города.
23.07.2018 Мэрия города Магадан
В результате прокурорского вмешательства погашена задолженность перед хозяйствующими субъектами по государственным и муниципальным контрактам в размере более 10 млн. рублей - Прокуратура Магаданской области Прокуратура г. Магадана провела проверку исполнения законодательства о контрактной системе.
23.07.2018 Прокуратура Магаданской области