Выставка картин из камня хасынского художника Александра Сергина откроется в краеведческом музее
Сам Сергин свои работы картинами не называл. Так… вещицы из камня. А себя окрестил камнелюбом. Признавал, что ему еще есть чему поучиться. Летом 2017-го начальник узла связи аэропорта Магадан Роман Мак передал в фонд музея 45 работ художника. Сегодня их готовят к экспозиции.
Сами картины, говорит главный научный сотрудник краеведческого музея Александра Леонова, дорабатывать, чистить не надо. Достаточно лишь сделать для них достойную оправу – зал. Ориентировочный срок – конец апреля.
– Раньше такие картины музей покупал за сумасшедшие деньги. А сейчас столько работ – и в дар! Удивительно, – делится Александра Васильевна. – Знаете, в чем главная особенность живописи камнем? Она вечная!
Сегодня в области последователей хасынских мастеров – именно этот небольшой поселок стал центром данного вида творчества – нет. Не осталось и творцов. Кто-то уехал на «материк». Кто-то ушел из жизни. Александр Сергин умер в 2002-м.
Пару лет назад не стало и сына Владимира. Именно в его коллекции были работы отца. Выставка станет персональной. Предполагаемое название – «Флорентийская мозаика Александра Сергина». Однако современник и бывший коллега Сергина Владимир Гурин считает, что оно некорректно.
– Вот Геннадий Скрипичников в стиле флорентийской мозаики творил, Сергин – нет. У него свой стиль, чуть проще работы. В те годы (примерно 1963 – 1996. – Прим. авт.) у нас в Центральной геофизической экспедиции 5 каменщиков было, – вспоминает Владимир Григорьевич. – Первым был Николай Алимов. Он столешницы делал. Потом подключился Скрипичников, но он этому делу себя посвятил, работу оставил. Затем уже Саша Сергин и другие начали… Ребята даже украшения мастерили, вправляли камни в серебро.
По словам Гурина, для Александра Сергина картины и шкатулки стали отдушиной. В те годы в коллекциях геологов набиралось до нескольких тонн камней. Мастерить из них было модно. Но времени это требовало массу. Потому погрузился в творчество Сергин уже на пенсии.
– В камень вглядываться надо, понимать его, – рассказывал Александр Андреевич в интервью «Магаданской правде» в 1985-м. – Пейзажные хороши. Знаешь, как бывает – отполируешь образец, а на нем проступают и лес, и река, и горная вершина — все, что может подсказать фантазия.
Для одной картины геолог использовал от 2 до 120 каменных пластин. Пилил сам, на станках экспедиции. На поиски материала для очередной вещицы уходило до 2 лет.
– Яшма, халцедон, кварцит – это не краски. В магазине не купишь. Нужно увидеть в камне прообраз будущей картины и отсечь лишнее. Сейчас ищу небо – высокое, просторное, ближе к закату, – рассказывал Сергин. – Камень Геннадий (Скрипичников) понимает как никто из нас. Учусь у него этому.
«Ноктюрн», «Страна багровых туч», «На семи ветрах» – работы Сергин называл романтично. Большая их часть – естественно, про Хасын. Несколько о Колыме, Чукотке. Есть и посвященные войне. Как он сам говорил, его военные университеты начались на Сандомирском плацдарме в Польше в январе 1945-го. Там 20-летний Саша, уже в звании лейтенанта, впервые понял, что такое настоящий бой. Вернувшись, на 4 десятилетия посвятил себя геологии.
Свою самую большую мечту Сергин так и не успел осуществить. Владимир Гурин рассказал, что Александр задумывал поставить на Хасыне памятник павшим воинам. Даже камень для него пришел – гранит из Уптара. Но в то время центральной экспедиции не стало. Дело завершить не удалось.
Сделать сырой, неприглядный материал из недр подобным красоте цветов, понятным человеку – таково было жизненное устремление Сергина. Идя к цели, над пластинками просиживал часами, вглядывался в них. Прикоснуться к его творчеству, попробовать полюбить камень так, как любил его Сергин, смогут и магаданцы. Достаточно лишь прийти в краеведческий музей.
ФАКТЫ
• Произведения колымского камнереза выставлялись в музеях Москвы, Санкт-Петербурга и США.
• Александр Сергин – обладатель орденов Красной Звезды и Отечественной войны I степени.
• Картины геолога, экспонировавшиеся в 1987-м в Москве, отмечены бронзовой медалью ВДНХ СССР.
ЦИФРА
• 90 лет в этом году исполнится Первой Колымской экспедиции Юрия Билибина. Ее результат – открытие Северо-Восточного золотоносного региона.
ПОУЧИТЕЛЬНО
С широко открытыми глазами
Как простой горнорабочий разглядел потенциал будущей драгоценной кладовой
Корпоративной притчей поделилась участковый геолог ГОКа «Дукат» Татьяна Волкова. Ее стаж в геологии – 32 года. По ее мнению, история отражает главное в профессии геолога – любознательность как жизненное кредо.
… Шел один геолог в маршруте. С ним был молодой горнорабочий, это было его первое поле. Маститый геолог, за плечами которого несколько десятков полевых сезонов, называл его учеником. Внимание паренька привлек камень, в нем было что-то необычное, выбивающееся из общей картины.
– Руда? – с радостью спросил он.
– Брось, это пустая порода, – отрезал учитель.
И они пошли дальше… Спустя несколько лет после этого было доказано, что «Дукат» не просто оловоносная провинция, а самая крупная кладовая серебра в стране и даже одна из богатейших в мире. А ученик – Виктор Иванов – стал главным геологом рудника «Дукат».
– Виктор Михайлович часто рассказывал нам эту историю и говорил, что в геологии нужно всегда оставаться любопытным ребенком, глядящим на мир широко открытыми глазами. Геологу-поисковику важно оставаться любителем и помнить, что «Титаник» строили профессионалы, а любители – Ноев ковчег, – заключает Татьяна Волкова.
Автор: Любовь Мельникова
Источник: газета «Магаданская правда», выпуск № 24 (21085) от 30.03.2018 г.