Эксперт: школьный педагог должен уметь постоянно учиться новому!

По данным сравнительных международных исследований, в последние годы одним из мировых лидеров школьного образования стал Сингапур. Какие подходы и практики сингапурской модели образования можно применить в России? Как поднять уровень и престиж профессии школьного учителя? Об этом корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" рассказал генеральный секретарь Сингапурского союза преподавателей Майк Тируман.

- Господин Тируман, как Сингапуру удалось войти в число лидеров школьного образования в мире?

— На это ушло много лет продуманного, систематического и системного планирования, а также скрупулезного внедрения разработанных планов, их регулярного пересмотра и доработки. Это был многоэтапный проект с упором на образовательные процессы, учебные планы, возможности преподавателей и инфраструктуру. Образовательная политика разрабатывалась с учетом требований экономики Сингапура и потребностей в человеческих ресурсах.

Последние 15 лет Сингапур уделяет огромное внимание развитию компетенции и потенциала преподавателей, включая дифференцированные пути их карьерного роста. Была учреждена Академия преподавателей Сингапура во главе с заместителем генерального директора по образованию (это второй по важности пост в министерстве образования). За этот период также была разработана модель повышения квалификации учителей, которая легла в основу их профессионального развития.

Профстандарт педагога: новые возможности роста и развития

- Какие составляющие сингапурской модели образования, на Ваш взгляд, можно успешно применить в России?

—  В России уже существует очень сильная модель, особенно в том, что касается усвоения материала. Об этом говорят такие международные тесты, как Международное исследование качества чтения и понимания текста (PIRLS) и Международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования (TIMSS).

Так как бóльшая часть обучения в российских школах проходит в стенах класса, то здесь можно адаптировать и применять стратегии преподавания с опорой на передовые практики разных стран мира, не только Сингапура. Этому способствует и то, что учебные классы в разных частях света похожи друг на друга, если не считать оснащения. То, что происходит в классе, крайне важно.

- Какие навыки должна развивать школа у учеников 21-го века?

— Ученику 21-го века предстоит жить в постоянно меняющемся глобализованном мире, где все очень нестабильно. Поэтому умение адаптироваться и постоянно учиться новому играет ключевую роль. Навыки коммуникации, работы в команде, критического мышления и решения задач, а также глубокое знание предмета будут незаменимы в новых ситуациях.

- В чем состоят, по Вашему мнению, основные функции и задачи современного учителя?

— Задача учителя остается прежней – подготовить к будущему успешных граждан. Тем не менее, само понятие успеха зависит от реалий, проблем и возможностей сегодняшнего дня. Студент, просто хорошо знающий предмет, не добьется успеха. Поэтому современный учитель должен обучить своих подопечных тем навыкам, о которых я сказал, отвечая на предыдущий вопрос. Он также должен привить им определенные черты характера, такие как любознательность, упорство, сообразительность; передать им уважение к общественным ценностям, воспитать высокие моральные качества и гражданскую позицию.

- В Сингапуре профессия учителя – одна из самых престижных и популярных. Как этого удалось достичь? Какие передовые практики подготовки учителей применимы в России?

— Сингапур разработал модель профессионального роста учителей (TGM), в рамках которой учитель воспринимается как драгоценный камень или бриллиант. Эта модель повышения квалификации стимулирует преподавателей постоянно учиться, брать на себя ответственность за профессиональный рост и личное благополучие.

Пять желаемых результатов TGM такие: 1) этически воспитанный преподаватель; 2) компетентный профессионал; 3) преподаватель, способный учиться вместе с учениками; 4) лидер изменений и 5) создатель коллектива. Эти результаты отражают многогранную суть работы преподавателя.

Чтобы быть способным к достижению этих результатов и стать учителем, выпускнику школы необходимо войти в 30% лучших по результатам государственных экзаменов в 12 классе. Затем кандидат проходит собеседование в министерстве образования и Государственном институте образования (NIE), чтобы пройти отбор на обучение по педагогической программе.

На каждую позицию преподавателя обычно претендует от 8 до10 кандидатов. Министерство образования обеспечивает высокую оплату труда преподавателя, поэтому профессия преподавателя довольно престижна. Будущие преподаватели проходят обучение в NIE и получают распределение в школы. На протяжении всей карьеры они имеют право на 100 часов повышения квалификации в год, которые оплачиваются министерством образования.

Таким образом, главными составляющими успеха в этой профессии являются первоначальный отбор, обучение надлежащим навыкам, а также знания и характер будущего преподавателя. При подготовке преподавателей необходимо взаимодействие между региональными министерствами и департаментами образования.

- На Третьей международной конференции "Образование – возможности для всех" в Москве мы планируем обсудить лучшие примеры из мировой практики образования. Чей опыт был бы интересен Сингапуру?

— Сингапур перенимает лучший опыт со всего мира, включая Россию. В каждой стране есть чему поучиться, и мы должны адаптировать успешный опыт под свои реалии. Было бы прекрасно, если бы у сингапурских студентов было больше вариантов развития карьеры.

- Сингапурская модель образования, помимо прочего, опирается на некоторые идеи российских экспертов и исследователей в области образования. Чем российская система образования интересна Сингапуру?

— Действительно, Сингапур очень интересуется российским образованием, особенно в части развития талантов. Идеи Льва Выготского очень популярны в нашей образовательной практике. Обучение никогда не заканчивается. Сингапур, который поощряет и приветствует обучение в течение всей жизни, постоянно учится у других. Россия может предложить много полезных миру педагогических инноваций.

Международная конференция, посвященная вопросам оценки качества образования, проводится в Москве по инициативе Рособрнадзора в третий раз. Темой первой конференции 2015 года стала "Эволюция оценки качества образования", в ходе нее участники обсудили глобальные тенденции и основные вызовы, стоящие перед мировым сообществом в этой области.

Вторая конференция, прошедшая в 2016 году, "Использование результатов исследований качества образования – проблемы и перспективы" была посвящена практическим вопросам использования результатов оценки качества образования для развития школ и системы подготовки педагогических кадров.

Темой третьей международной конференции, которая пройдет 7 сентября, стало "Образование с высокими возможностями для каждого: международный опыт, оценка, внедрение". Ее участники поделятся своим управленческим опытом в сфере школьного образования и обсудят лучшие практики, позволяющие добиться высоких образовательных результатов, создание современного образовательного пространства. Участие в конференции примут представители международных агентств и ассоциаций, отвечающих за оценку качества образования, а также руководители профильных ведомств и ведущие эксперты из России и 13 зарубежных стран.

 
По теме
Участники III Международной конференции по оценке качества образования, которая прошла в Москве по инициативе Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, обсудили вызовы,
Итоги заседания экзаменационной комиссии Магаданской области по приему квалификационного экзамена на должность судьи Согласно графику проведения заседаний экзаменационной комиссии 26 февраля состоялось очередное засед
Колымчане смогли узнать больше о горнодобывающей отрасли в Магадане. В муниципальном Центре культуры провели семинар и выставку профессий в рамках дальневосточного форума «Майнекс».
Итоги заседания экзаменационной комиссии Магаданской области по приему квалификационного экзамена на должность судьи Согласно графику проведения заседаний экзаменационной комиссии 26 февраля состоялось очередное засед
Управление Судебного департамента
Колымские парламентарии оценили работу студентов - участников регионального чемпионата «Профессионалы» по компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» - Магаданская областная Дума В Магадане продолжается региональный этап Всероссийского чемпионатного движения «Профессионалы».
Магаданская областная Дума
photo 2024 03 28 15 35 05 - Газета Магаданская правда Максимальный размер составляет 50 тыс. рублей Фото: imghub.ru Правительство России увеличило размеры ежемесячной специальной социальной выплаты для медицинских работников.
Газета Магаданская правда
Совместным трудом - Областная юношеская библиотека 28 марта в Магаданской областной юношеской библиотеке прошел мастер-класс по изготовлению сухого армейского душа.
Областная юношеская библиотека
Здоровые привычки - Областная юношеская библиотека 27 марта в Магаданской областной юношеской библиотеке состоялся ликбез по миру привычек «Личные настройки», который прошел в рамках цикла «Ориентир – здоровый образ жизни».
Областная юношеская библиотека