В Магаданской области авиация является порой единственным видом транспорта, обеспечивающим не просто круглогодичную транспортную доступность, а решение вопросов жизнедеятельности населения. Местные воздушные перевозки носят социальный, жизнеобеспечивающий характер.
Развитие программы субсидированных перевозок пассажиров по «специальному тарифу» (Постановление № 1095) .
В настоящее время для обеспечения потребности населения Магаданской области в авиаперевозках Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2009 г. № 1095 предусмотрено осуществление субсидируемых перевозок по четырем маршрутам в города: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск , Хабаровск.
Федеральное агентство воздушного транспорта письмом от 13.03.2017 № Исх-5107/09 информировало, что объем субсидирования в 2016 году составил 228 млн. 345 тыс. 700 рублей; на 2017 год субсидии предусмотрены в объеме 164 млн. 800 тыс. рублей.
На вышеуказанные маршруты продажи субсидированных авиабилетов закрыты в июне 2017 года, в связи с полным освоением авиакомпаниями выделенных из федерального бюджета средств, в тоже время субсидированные перевозки по ним полностью не удовлетворены.
Для обеспечения потребности населения Магаданской области в авиаперевозках необходимо внести изменения в Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2009 г. № 1095, а именно
- дополнительно выделить средства на сумму 63 млн. 545 тыс. 700 рублей из федерального бюджета в 2017 году для субсидирования перевозок в общем объеме, не менее выделенного в 2016 году, для полного удовлетворения спроса;
- предусматривать в последующие годы общий объем выделяемого финансирования из федерального бюджета для субсидирования перевозок на каждом из маршрутов в соответствии с расписанием авиарейсов и квотой выделяемых мест на каждом рейсе;
- включить дополнительные маршруты: Магадан – Иркутск – Магадан, Магадан – Краснодар – Магадан, Магадан – Сочи – Магадан.
Расширение авиаперевозок с применением «плоского тарифа»
В настоящее время «плоские тарифы» применяются только авиакомпанией «Аэрофлот» по маршруту Магадан-Москва-Магадан с частотой 1 рейс в неделю, что недостаточно для удовлетворения потребности в авиаперевозках населения, так в мае 2017 года в продаже уже отсутствовали билеты на весь период летних отпусков.
Необходимо расширение авиаперевозок с применением «плоского тарифа», в том числе:
- увеличение частоты авиарейсов по маршруту Магадан – Москва – Магадан на период летней отпускной кампании;
- применение «плоского тарифа» всеми авиакомпаниями, осуществляющими перевозки между Дальним Востоком и ЦРС по всем маршрутам.
Субсидирование перевозок пассажиров на местных воздушных линиях
Для обеспечения доступности местных перевозок воздушным транспортом пассажиров, Правительством Магаданской области ежегодно осуществляется субсидирование авиарейсов в населенные пункты области. Предусматриваются субсидии авиакомпаниям - перевозчикам для компенсации выпадающих доходов, в том числе в 2016 году-198,7 млн.рублей, на 2017 год предусмотрено 145,8 млн.рублей.
Софинансирование из федерального бюджета в размере не менее 20% позволит увеличить объем перевозок, повысить транспортную доступность населения труднодоступных и удаленных населенных пунктов воздушным транспортом.
Модернизация (развитие) авиатранспортной инфраструктуры
в районах Крайнего Севера.
Авиатранспортная инфраструктура Магаданской области состоит из аэропортов и посадочных площадок. На территории Магаданской области находится 4 аэродрома, в том числе один федерального значения - аэропорт «Сокол» (Магадан) и три аэропорта регионального значения: филиалы Федерального казённого предприятия «Аэропорты Севера» – «Аэропорт Северо-Эвенск» и «Аэропорт Сеймчан»; «Аэропорт Омсукчан», находящийся в частной собственности. Они нуждаются в проведении работ по реконструкции объектов, заложенных в ФЦП, которые в настоящее время не осуществляются в связи с отсутствием финансирования по данным программам.
ОАО «Аэропорт Магадан» (международный аэропорт федерального значения). Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 – 2020 годы)» (далее – ФЦП РТС) предусмотрено осуществление мероприятия «Комплексный проект по реконструкции аэропортового комплекса «Сокол» (г. Магадан)» в два этапа.
Государственный заказчик - Федеральное агентство воздушного транспорта, заказчик - застройщик по объекту - ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)».
01 апреля 2015 года был завершён 1 этап реконструкции, включающий восстановление покрытий искусственной взлетно-посадочной полосы (далее - ИВПП), рулежной дорожки РД-4 и пассажирского перрона с местами стоянок воздушных судов МС17-19.
Значительная часть работ была выполнена с дефектами и недоделками, и оказались незавершенные работы 1 этапа реконструкции по оборудованию светосигнальным оборудованием ИВПП и очистным сооружениям. Необходимо в 2017 году завершить все заявленные работы и устранить выявленные дефекты, допущенные в рамках 1 этапа реконструкции, а также предусмотреть бюджетные ассигнования из федерального бюджета на 2018 - 2020 годы на реализацию подпрограммы «Гражданская авиация» Федеральной целевой программы « Развитие транспортной системы России (2010 – 2020 годы)» на проведение 2 этапа реконструкции аэропортового комплекса «Сокол», с завершением работ в 2020 году. В целях ускорения 2 этапа реконструкции необходимо предусмотреть финансирование на 2018 г. – 900 млн. рублей, на 2019 г. – 1335,12 млн. рублей, на 2020 г. – 611,48 млн. рублей.
Аэропорты регионального значения: Филиалы Федерального казённого предприятия (ФКП) «Аэропорты Севера» - «Аэропорт Северо-Эвенск» и «Аэропорт «Сеймчан» включены в ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года». Государственный заказчик - Федеральное агентство воздушного транспорта, заказчик – застройщик – Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Севера». По информации Минтранса России при формировании проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» средства федерального бюджета на реконструкцию аэропортовой инфраструктуры доведены Минвостокразвития России до Росавиации только на 2017 год исключительно на завершение строительства 9 объектов и завершение разработки проектной документации по 3 объектам. Средства на реконструкцию аэропортовой инфраструктуры на территории Магаданской области не были предусмотрены. В этой связи начать реконструкцию аэропортов Северо – Эвенск и Сеймчан не представляется возможным. В настоящее время по указанным объектам получены положительные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России».
Необходимо обеспечить выделение с 2018 года дополнительных средств из федерального бюджета:
- на проведение реконструкции аэропорта «Северо-Эвенск» в объеме 796,80 млн. рублей, в том числе: в 2018 году – 423,40 млн. рублей; в 2019 году – 373,40 млн. рублей;
- на проведение реконструкции аэропорта «Сеймчан» в объеме 1498,6 млн. рублей, в том числе: в 2018 году – 698,75 млн. рублей; в 2019 году – 799,85 млн. рублей.
Сохранение и обновление авиапарка воздушных судов местных авиалиний
В настоящее время используемые для осуществления перевозок на территории Магаданской области воздушные суда имеют значительный срок эксплуатации. Потребность в пополнении парка воздушных судов составляет 14 единиц с объемом финансовых средств для закупки ВС в период 2018-2025 гг. в размере 10,130 млрд. рублей, в том числе:
- 3 турбовинтовых транспортно-пассажирских самолета вместимостью до 42 пассажирских кресел (6,300 млрд. рублей);
- 8 турбовинтовых транспортно-пассажирских самолетов вместимостью не менее 18 пассажирских кресел (3,200 млрд. рублей), предназначенных для взлета/посадки на грунтовых посадочных площадках длиной 800 метров;
- 3 транспортно-пассажирских вертолета вместимостью 22 пассажирских кресел (0,630 млрд. рублей).
При этом затраты на приобретение воздушных судов, в том числе на условиях финансовой аренды (лизинга), частично включаются в себестоимость авиарейсов и компенсируются за счет средств областного бюджета.
Провести обновление парка воздушных судов, используемых на местных воздушных линиях, с применением механизмов льготного кредитования и лизинга.