Комиссия по законопроектной деятельности одобрила с учётом состоявшегося обсуждения законопроект о государственном и муниципальном контроле и надзоре, который более двух лет разрабатывался по поручению президента в формате Открытого правительства —с привлечением экспертного и предпринимательского сообщества. Теперь документ будет рассмотрен на заседании правительства. Ранее проект закона прошёл «нулевое чтение» на площадке Государственной Думы. В обсужденииприняли участие депутаты, представители деловых объединений, органов исполнительной власти, эксперты и журналисты. Они сошлись во мнении, что документ учитывает многие замечания и предложения бизнеса, в нём в большой степени удалось сбалансировать интересы предпринимателей и контролёров.
Законопроект направлен на комплексное системное реформирование сферы государственного и муниципального контроля. Он предусматривает повышениерезультативности и эффективности госконтроля и снижение избыточного вмешательства в деятельность граждан и организаций. В законопроекте регламентирован переход контрольно-надзорных органов на риск-ориентированный подход при проведении надзорных мероприятий. Работа инспекторов будет оцениваться не по числу проведённых проверок и выписанных штрафов, а по динамике снижения смертности, травматизма и экономического ущерба.
Тем более сплошные проверки не способствуют улучшению бизнес-климата и не позволяют предотвратить экономический и материальный ущерб. По экспертным оценкам, ежегодно в России проводится около 2 млн проверок, из них лишь 15% выявляют нарушения, представляющие реальную угрозу. На всех уровнях насчитывается более 200 видов контроля и 2 миллионов требований к предпринимателям. Сейчас 90% неэффективных издержек бизнеса связаны с выполнением устаревших и избыточных требований, что составляет около 5% ВВП. При этом в России смертность на производстве в 3 раза выше, а смертность от отравлений алкоголем — в 20 раз выше, чем в странах ОЭСР.
В законопроекте определяются органы государственного и муниципального контроля и надзора и устанавливается перечень основных понятий, а также перечень видов госконтроля. Законопроект устанавливает отдельное регулирование для каждой из форм контрольных мероприятий: проверка, плановое (рейдовое) обследование, мониторинг, контрольная закупка, постоянный государственный контроль (надзор). Предусмотренная законопроектом система форм и мероприятий госконтроля позволит ввести единые подходы к их использованию для всех видов государственного и муниципального контроля.
Надзорные органы, согласно законопроекту, обязаны будут принимать положения о каждом виде контроля и надзора и утверждать перечни обязательных требований, в противном случае проводить какие-либо проверки будет невозможно. Также законопроект вводит в обязательную практику проверочные листы — списки контрольных вопросов, которыми должны будут руководствоваться инспекторы при проведении проверок. С помощью публичных чек-листов предприниматели смогут самостоятельно проверить, насколько у них соблюдены все требования безопасности.
Разработать проект закона о государственном и муниципальном контроле и надзоре, в котором были бы определены структура функций и полномочий контрольных и надзорных органов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также принципы «умного» и «партнёрского» госконтроля, президент РФ Владимир Путин поручил в начале 2015 года. Новые подходы в госконтроле, начиная с создания чёткого списка требований, предъявляемых к бизнесу, и заканчивая законодательным закреплением видов контроля и надзора и риск-ориентированного подхода при проведении проверок, уже реализуются в рамках приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», которая в конце 2016 года была утверждена президиумом Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Старшим должностным лицом в правительстве РФ, отвечающим за её реализацию, является министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.
Работа над законопроектом велась не за закрытыми дверями министерств, а максимально публично, с привлечением ведущих экспертов, представителей всех бизнес-объединений, а также самих надзорных ведомств. Обсуждение шло в несколько этапов на самых разных уровнях: на площадке Экспертного совета при правительстве, Минэкономразвития, на заседаниях возглавляемой Михаилом Абызовым правительственной подкомиссии по совершенствованию контрольных, надзорных и разрешительных функций госорганов, а также в рамках правительственной комиссии по проведению административной реформы.
Минэкономразвития в результате серии обсуждений неоднократно перерабатывало законопроект, чтобы не допустить принятия «сырого» документа и усугубления негативных явлений в системе госконтроля. Результатом этой совместной работы стал компромиссный продукт, универсальная «приборная панель» осуществления государственного контроля.
Источник: Портал Открытого Правительства .