24 декабря, MagadanMedia. Привычка не платить за коммуналку – так называемое отсутствие платежной дисциплины – появилась в нашей стране примерно с 80-90-х годов, когда во всех отраслях экономики царил хаос. Людям не платили зарплату – они не платили за тепло и воду. Контроля не было, ответственности тоже никто не спрашивал. Каждый считал своим долгом и большой удачей обмануть коммунальные службы, подкручивая счетчики и разными способами стараясь обойти закон. Экономическая ситуация за эти десятилетия изменилась. Но от укоренившегося чувства, что "платить не надо", избавиться сложно. Поэтому и возникла, на первый взгляд, противоречивая ситуация: законопослушные пенсионеры, которые имеют маленький доход, платят регулярно, а работающие люди среднего возраста (нередко это бизнесмены) копят долги, откладывая оплату на "потом" или не платят вовсе. Сейчас, по данным Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства России, долг населения перед коммунальными службами составляет 645 миллиардов рублей.
В Магадане ситуация тоже непростая. Задолженность населения только перед Магаданэнерго к ноябрю 2017 уже набежала в сумму 915 млн. рублей. Из них за электроэнергию – 65 млн рублей, за тепловую энергию (отопление и горячее водоснабжение) – 850 млн рублей.
О чем не знают эти неплательщики? Некоторые нюансы разъяснили специалисты ПАО "Магаданэнерго".
Из чего складывается оплата— В тариф на электроэнергию, тепло и ГВС закладываются конкретные статьи расходов: материалы, оборудование, комплектующие, топливо их доставка. Все это приобретается по минимальной рыночной цене на конкурсной основе. Закупки абсолютно прозрачны по количеству и стоимости.
Ежегодно Магаданэнерго тратит
— 1млрд 600 млн рублей на топливо (уголь и мазут)
— 1 млрд рублей на ремонтные работы на станционном и сетевом оборудовании
— 800 млн рублей на реализацию проектов в рамках инвестиционной программы
— Затраты на приобретение электроэнергии у ПАО "Колымаэнерго". Колымская ГЭС отпускает ресурс по 1,29 рубля/кВт-ч, но основные затраты идут на транспортировку ресурса. ЛЭП протяженностью 5 тысяч км, сотни подстанций, тепловые электростанции в "горячем" резерве — все это требует постоянного обслуживания, ремонта. Плюс — естественные потери ресурса, обусловленные физическими законами: даже в самой идеальной сети действует индукционное сопротивление, нагревание провода и другие факторы, из-за которых будут происходить потери электроэнергии при передаче. По данным энергетиков, при расстояниях от гидростанции до конечного потребителя теряется около 16% электроэнергии. То есть чтобы продать 1 млрд киловатт-часов, нужно купить у Колымской ГЭС 1,160 млрд киловатт-часов, потому что 160 из них потеряются по дороге.
— Тарифы на энергоресурсы утверждают не энергокомпании, а исполнительные органы местной власти. Энергетики лишь формируют заявки, которые далеко не всегда удовлетворяются в полном объеме.
— Для расчета тарифов существуют специально разработанные и утвержденные правительством страны методики, отступить от которых не позволят региональный департамент цен и тарифов, многочисленные контролирующие органы, в том числе УФАС и другие. Тариф – отражение реальной себестоимости ресурса. Он показывает, сколько на данной территории требуется минимально необходимых затрат на то, чтобы довести ресурс до потребителя.
— Ежегодно энергетики составляют планы ремонтных мероприятий исключительно с учетом требований Ростехнадзора и других надзорно-контролирующих органов. О каких-то дополнительных тратах речи не идет – все чаще любые ремонты, кроме критически необходимых, приходится отодвигать на будущие, более благоприятные для страны периоды.
"Неплатежи потребителей приводят к тому, что Магаданэнерго вынуждено привлекать кредиты и займы. И эти средства достаются нам не безвозмездно. Ставка часто достигает 10 % годовых. В настоящее время объем кредитных и заемных средств составляет более 4 млрд рублей, — отметил заместитель генерального директора по экономике и финансам ПАО "Магаданэнерго" Вадим Антонов. – Все это отрицательно сказывается на финансовой и хозяйственной деятельности компании. Мы вынуждены сокращать финансирование производственных и инвестиционных программ, которые предназначены для надежного энергоснабжения потребителей и развития энергосистемы региона".
С неплательщиками сейчас по всей стране разбираются строго. Все меры воздействия и санкции прописаны в Жилищном кодексе РФ, Постановлениях правительства РФ и в Федеральном законе № 307 об укреплении платежной дисциплины. Все меры наказания применяются при обращении энергетиков в суд и передаче исполнительного документа в службу судебных приставов.
Судебные приставы исполняют решение суда в отношении должников путем применения различных мер принудительного взыскания. Это может быть:
— Наложение ареста на банковский счет, списание денежных средств со счетов должника в банках,
— Наложение запрета на любые действия с имуществом (возможность продать жилье, переоформить собственника и прочее).
— Арест и реализация установленного имущества должника (например: автомобиль) для погашения долгов,
— Обращение взыскания на доходы (до 50%),
— Запрет на выезд заграницу. В преддверии новогодних праздников особенно неприятная санкция. Причем, даже если должник рассчитается с долгом на месте, потребуется некоторое время чтобы снять запрет,
— Розыск должника и его имущества.
Энергокомпания в свою очередь так же применяет все меры воздействия на должника, чтобы улучшить платежную дисциплину населения. Например:
— Начисление пени за просрочку платежей. Те, кто несвоевременно и (или) не полностью внес плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязан уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ (с 30 октября 2017 года это 8,25% годовых) за период просрочки платежа с 31 по 90 день (ст. 155 ЖК РФ). Далее, начиная с 91 дня, платеж будет еще выше — в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. То есть при неоплате суммы основного долга в течение года размер начисленной потребителю пени составит 19,1 %, от суммы основного долга.
— Отключение горячего водоснабжения. Подача горячей воды из-за неоплаты коммунальных ресурсов в течение 2-х месяцев может быть приостановлена в рамках Постановления Правительства РФ №354. В 2017 году ограничение горячего водоснабжения было введено у 27 должников.
— Выселение из муниципального жилья. Эту крайнюю меру в Магадане впервые применили в ноябре этого года. За долги перед всеми коммунальными службами, накопленные в течение семи лет, из двухкомнатной квартиры в комнату в общежитии переселили первого должника.
Есть нюансыБывает, что человек попал в непростую ситуацию и какое-то время не мог оплачивать услуги коммунальщиков, но при этом он не прячется и не хитрит. А хочет разобраться в ситуации. Для таких случаев энергетики предложили удобный вариант выплаты долга в рассрочку. Оплачивая текущее потребление энергоресурсов, должник вносит первоначально 30% долга, а оставшуюся сумму — частями в течение 6 месяцев. После подписания соглашения о реструктуризации долга Магаданэнерго отзывает исполнительные документы в отношении должника из службы судебных приставов.
Чтобы заключить договор о выплате долга в рассрочку, потребителям, в отношении которых еще нет исполнительных листов, можно обратиться в абонентский зал (каб. 10) отделения "Магадантеплосбыт" по ул. Портовая 19А. А абоненты с исполнительными листами могут прийти в отдел по работе с дебиторской задолженностью филиала "Магаданэнергосбыт" — на ул. Речную, 24, каб. 202, 203 или позвонить по телефонам 698-656, 698-170, 698-694, 698-655".
Еще один шаг навстречу должникам энергетики сделали в виде ежегодной акции "Списание пени". Сейчас как раз есть возможность в ней поучаствовать. Если у потребителя есть долг и насчитана пеня (но она пока не посужена), можно до 20 января погасить долг и оплатить текущие начисления. И если к 20 января не останется никаких долгов за энергоресурсы, то пеня будет списана.
Самые свежие новости Магадана без спама и обсуждений
Вступай в группу "Магадан и Колыма" в Facebook
Вступай в группу MagadanMedia во ВКонтакте